"СВ. НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ"
Реконструкция А. Усова
1 — форпик-цепной ящик, 2 — пыжевой (носовой) отсек-кубрик верхней команды, 3 — машинно-котельное отделение, 4 — топливная цистерна, 5 — ахтерпик-шкиперская, 6 — фальшборт, 7 — гакаборт, 8 — кринолин, 9 — кормовой проход, 10 — кожух (барабан) над паровым котлом, 11 — "циркуль" кожуха гребного колеса, 12 — трап-мостик, 13 — кожуховая каюта машиниста, 14 — кубрики нижней (машинной) команды, 15 — каюты для гостей, 16, 17, 18 — каюты для причта (священников и монахов), 19 — кают-компания для причта, 20 — лазарет-приемный покой для прихожан, 21 — трапезная-столовая для прихожан (неимущих), 22 — церковь, 23 — алтарь, 24 — придел-вход в церковь, 25 — поворотная лестница для схода с главной палубы в церковь, 26 — хоры, 27 — вход на хоры, 28 — балюстрада клироса, 29 — иконостас, 30 — царские врата — средние двери иконостаса, 31 — клирос — место для певчих, 32— четверик, 33 — кокошники, 34 — тело барабана, 35 — глава-купол церкви, 36 — часовня-звонница, она же штурвальная рубка 37 — колокол-благовест
Вверху стены украшались широким многочастным карнизом. Сначала шли дугообразные наличники над каждым окном с хордой немного большей, чем ширина проема, а на уровне окончания кубического объема храма стены были опоясаны по своему периметру кружевным наличником из волнообразного орнамента с круглыми отверстиями.
Свод четверика, имеющий слабо выраженную четырехскатную крышу, убран снаружи по периметру лентой кокошников килеватой формы. На каждой стене средний кокошник имел большую величину, чем другие. Он своим размером и расположением как бы подчеркивал пирамидальность композиции. Пятиглавие, размещенное на своде, служило той же цели.
Средняя глава имела два полых уступчатых четверика, и ее барабан открывался внутрь интерьера. Угловые барабаны — глухие. На всех барабанах верхняя часть тула имела поясок из рейки Основания барабанов пятиглавия — восемь килеватых кокошников Позолоченные луковичные главы с крестами завершали нарастание масс к центру. Выдержанное по правилам архитектоники культовых зданий сооружение храма выглядело необычно нарядным.
Доминирующим сооружением над всеми надстройками парохода являлась звонница, она же штурвальная рубка, выполненная в виде часовни. Ее вызолоченный купол с крестом преобладал даже над довольно-таки высокой дымовой трубой Часовня представляла собой четверик с тремя пилястрами на каждой стене. Боковые (бортовые)стены они делили на три равные части. В пряслах — проемы окон и с каждого борта — две двери. Пилястры в верхней половине объемные, вырезаны под прямоугольные балясины. Ниже окон они плоские. В районе подоконника стены опоясаны горизонтальной рейкой под фриз. Нижние плоскости стен по краям окаймлены раскладкой. Вертикальная средняя раскладка делила нижнюю плоскость стены в средних (носовом и кормовом) пряслах на две половины. Проемы окон носовой и кормовой стен несколько выше по вертикали и шире соседних боковых.
На верху четверика имелся карниз, на котором лежала четырехскатная и двухступенчатая крыша. На каждом скате — слуховые окна. Четверик из кокошников венчал небольшой барабан с позолоченным куполом и крестом.
Пол часовни был приподнят над поверхностью мостика, и чтобы попасть внутрь, надо было преодолеть три ступени у дверей. Вокруг часовни имелся помост, облегчавший обзор и несение вахты во время движения церкви-парохода.
Внутри часовни мирно уживалось оборудование штурманской рубки и 6 колоколов (весом соответственно: 7 пуд. -114,6 кг, 5 пуд. 20 фунт - 90,1 кг, 2 пуд. - 32,8 кг, 25 фунт. -10,2 кг, 20 фунт - 8,2 кг и 12 фунт. - 4,9 кг). Благовест в 15 пуд. 20 фунт. (253,9 кг) был установлен вне звонницы по левому борту.
Кожуховые каюты с "подслеповатыми", в английском стиле того времени, окнами предназначались для жилья командира, машиниста, кухни с камбузом на дровах и двух ватерклозетов. "Сияния" кожухов гребных колес были огромные, закрытые и делили пароход на две почти равные части. На них кроме названия парохода, исполненного славянской вязью, был изображен крест с отходящими от него лучами.