Оглавление

Галера "Тверь"

Владимир Чепелев

TverGale001.jpg

"В конце города (Казани — Б.Ч.) в Адмиралтейской слободе, . . . возвышается большое серое здание (размером — 10 х 40 м) наподобие эллинга Здесь хранится памятник прошлого нашего волжского судоходства — галера "Тверь", — так было написано в одной небольшой книжке, изданной в Казани в 1927 году*. Построенная в 1767 году в городе Твери специально для путешествия Екатерины II по Волге, галера "Тверь" долгие годы хранилась в Казани как уникальный памятник отечественной истории и русского судостроения XVIII века, но сегодня уже не существует ...

В конце 1766 года императрица Екатерина II решила совершить путешествие по Волге, и для этого на верфи в Твери было заложено несколько галер и транспортных судов. Строились они галерным мастером Михаилом Щепиным с помощью костромских судовых плотников и казенных мастеровых, командированных Адмиралтейств-коллегией из Петербурга в Тверь.

3 апреля 1767 года 'Тверь" вместе с другими галерами была спущена на воду. Судно было полностью сделано русскими умельцами без какой-либо помощи иностранцев и так добротно, что спустя и полтора столетия при его осмотре удалось обнаружить лишь незначительные трещины от рассыхания, и это несмотря на то, что большую часть времени галера хранилась на открытом воздухе и подвергалась воздействию окружающей среды. Пазы и стыки палубного настила и бортовой обшивки были настолько плотно подогнаны, что их даже не стали, как обычно, конопатить и смолить.

Через месяц, 2 мая 1767 года, под командованием капитана 1 ранга П.Пущина "Тверь" и вся гребная флотилия, состоявшая из галер "Волга", "Ярославль", "Казань", "Углич", "Кострома", "Нижний Новгород", "Симбирск", "Ржев Владимиров", "Лема", "Севостьяновка" и "Вома", на которых находилось 1122 человека "чинов флотских, артиллерийских, солдатских и адмиралтейских", под общим начальством президента Адмиралтейств-коллегий И. Чернышева, отправились из Твери вниз по Волге до Симбирска. За флотилией следовали грузовые суда, а по берегам на расстоянии 80 верст один от другого располагались склады всевозможных продовольственных припасов.

Кроме приближенных сановников и офицеров, в свите императрицы были и посланники Испании, Пруссии, Дании и Саксонии. Плыли не спеша, часто делали остановки в населенных пунктах, особенно в крупных городах, где устраивались торжественные встречи и приемы в честь Екатерины II. Только 26 мая флотилия прибыла в Казань, откуда через пять дней отправилась к конечному пункту своего плавания — Симбирску. Оттуда вся свита отбыла сухопутьем в Москву. Длившееся немногим более месяца путешествие Екатерины по Волге было окончено, а галеры возвращены в Казань и сданы в Адмиралтейство.

Первоначально в Казани хранились четыре галеры: "Тверь", "Волга", "Ярославль" и "Казань", из которых три последних в 1804 году были разобраны за ветхостью, а галера "Тверь", согласно повелению хранить "не переменяя того вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия...", продолжала оставаться памятником и в последующие годы.

Вначале "Тверь" находилась в ведении Казанского Адмиралтейства, затем — Морского министерства, а с начала 1860-х годов — в ведении городского общественного управления, построившего для хранения галеры в конце века специальный деревянный павильон. В 1918 году старое судно перешло под охрану музейного отдела Народного комиссариата просвещения РСФСР, а позднее — в ведение министерства культуры СССР, став своеобразным филиалом-экспонатом Государственного музея Татарской АССР.


* Корнилов П.Е. Памятник волжского судоходства галера "Тверь" XVIII в. Казань, 1927, с. 6.

Оглавление

Hosted by uCoz