Насыщению войск истребителями танков М-36 препятствовала нехватка ходовых частей и корпусов самоходок. Весной 1945 г. на заводы вернули некоторое количество машин М-10А1 для установки на них башен с 90-мм пушками, очередная конверсия получила обозначение М-36В2. В заводских условиях стали монтироваться крыши на башни, что частично решило проблему «открытого верха».
Изменилось размещение членов экипажа, теперь наводчик располагался справа от орудия, заряжающий - слева, командир - сзади наводчика. Наряду с ручным приводом разворота башни имелся механический. В левой стороне башни на кольцевой турели монтировался пулемет калибра 12,7 мм.
По результатам цикла испытаний в Абердине и Форн-Кноксе военные потребовали внести в конструкцию машины ряд изменений: перепроектировать ниши под боекомплект в надгусеничных полках; заменить кольцевую пулеметную турель шкворневой. Доработки были проведены на втором прототипе. Испытания данного образца выявили необходимость внесения еще ряда изменений в конструкцию, в частности военные потребовали установить на орудие дульный тормоз и заменить прицел.
Окончательно с конструкцией башни определились к ноябрю 1943 г., после чего Фишер Тэнк Дивижен получила заказ на 500 истребителей танков, которые предстояло переоборудовать из установок М-10А1. Почти 200 М-10 были уже практически завершены сборкой, на них уже стояли стандартные башни, поэтому доработку в вариант с новой башней и 90-мм орудием прошло порядка 300 самоходок. Отделение Фишер Тэнк Дивижен собственными силами не имела возможности изготовить еще 200 шасси. К выполнению заказа армии США пришлось подключить фирму Мэсси Харрис Компани. Последнюю из 500 заказанных самоходок заказчик получил в конце 1944 г. Обозначение истребителя танков Т-71 в июне 1944 г. были изменено на М-36.
В период начальной стадии боев в Нормандии в армии США имелись только истребители танков с 75-мм и 76-мм пушками, абсолютно не способными, так же как и танки М-4 «Шерман», бороться с немецкими «Пантерами» и «Тиграми». Такое положение дел ускорило отправку на театр военных действий вооруженных 90-мм орудиями самоходок М-36. Необходимость в новых истребителях танков была столь велика, что фирма Америкэн Локомотив Компани получила заказ на переоборудование в М-36 413 самоходок М-10А1. Однако, и этого оказалось мало, чтобы обеспечить поступление в войска дополнительного количества истребителей танков с 90-мм орудиями в самые сжатые сроки.
М-36В1
Нужда армии в истребителях танков с мощным вооружением привело к решению об установке башни с 90-мм пушкой на корпус стандартного «Шермана». Это была достаточно примитивная конверсия: все изменения в конструкции корпуса танка свелись к обустройству мест хранения снарядов в надгусеничных нишах. В октябре 1944 г. истребитель танков получил обозначение М-36В1. Он стал наиболее хорошо защищенным американским истребителем танков периода второй мировой войны, поскольку корпус «Шермана» с его относительно толстой броней изменениям не подвергся. Кроме того, М-36М1 остался и единственным истребителем танков, вооруженным курсовым пулеметом в лобовом бронелисте корпуса. Фишер Тэнк Дивижен до конца 1944 г. изготовила 187 самоходок М-36В1.
![]() |
![]() |
Крыша башни М36В2 в закрытом и открытом положении. |