Восточная легенда
Сергей Виноградов
Нечасто в истории развития военной техники происходит так, что подробности разработки какого-либо вида вооружений оставались неизвестными даже спустя долгое время после того, как планы его создания канули в Лету. Однако именно так случилось с грандиозной морской программой Японии начала 20-х годов нашего столетия, вошедшей в историю под названием "8—8", по числу включенных в нее линкоров и линейных крейсеров небывалой мощности. Осуществление этой программы означало бы не просто колоссальное увеличение морских сил Страны Восходящего солнца, но и обострение отношений с Соединенными Штатами настолько, что последствия этого могли стать совершенно непредсказуемыми для судеб мира.
До исполнения этих широких планов дело не дошло, и когда в ноябре 1921 года представители морских держав собрались в Вашингтоне на конференции по ограничению военного судостроения, экспертам делегаций были известны лишь приблизительные характеристики заложенных японских линкоров. Подписанное три месяца спустя соглашение обрекло строящиеся линейные суда на переплавку, но не заставило Японию опубликовать проекты этих кораблей, да и традиционная закрытость японского общества не позволяла надеяться, что эти сведения вообще станут когда-либо известны.
Более тридцати лет флотские специалисты Европы и Америки терзались вопросом "узнаем ли мы когда-нибудь, как могли бы выглядеть "Кага" и "Амаги"?". Даже в конце 1945 года во время оккупации Японии, усилия американской военно-морской разведки не дали ожидаемого результата: все архивы императорского флота погибли в результате пожаров и бомбежек.
Однако морские историки все же получили долгожданный ответ на свой вопрос. В 1956 году, через тридцать четыре года после подписания соглашения, перечеркнувшего постройку кораблей программы "8—8", известный британский исследователь линкоров доктор Оскар Паркс получил от фирмы "Мицубиси Шипбилдинг компани" копии нескольких эскизных планов и основные технические характеристики по проектам. В 1920 и 1921 годах на стапелях фирмы в Нагасаки были заложены два корабля программы — линкор "Тоза" и линейный крейсер "Такао". Война пощадила часть архива компании, где сохранились отрывки рабочей документации по этим, а также некоторые эскизные чертежи по остальным кораблям программы. Некоторые дополнения к найденным документам были сделаны Сицуэ Фукуи, бывшим конструктором императорского японского флота. После этого материал попал к Парксу, в результате чего в январском номере журнала "Нэйви" за 1957 год появилась его статья "Японец посмертно", ставшая первым кратким описанием таинственных японских линкоров-гигантов, так никогда и не ужаснувших неприятеля своей огневой мощью ...
Современной информации о проектах "8—8" достаточно, чтобы четко представить себе облик строившихся тогда японцами кораблей. Но прежде чем приступить к описанию этих сверхлинкоров, интересно посмотреть, какие обстоятельства вызвали к жизни столь амбициозную морскую программу.
Небывалый рост коммерческого флота Америки повлек за собой и лихорадочную деятельность по усилению военного флота. Темпы закладки капитальных судов на верфях США нарастали лавинообразно: 1917 год — линкор "Мериленд" (32600 т, 8 — 16" орудий, 21 уз.), 1919 год — два корабля того же класса. 1920 год — еще один такой же, пять новых линкоров класса "Саут Дакота" (43200 т, 12 — 16" орудий, 23 уз.) и четыре линейных крейсера класса "Лексингтон" (43500 т, 8 — 16" орудий, 33 уз.) и, наконец, 1921 год — последний линкор класса "Саут Дакота" и два "Лексингтона". К середине 1921 года США имели в постройке шестнадцать огромных линейных судов. Правда, можно было спорить о сильных и слабых сторонах проекта линейных крейсеров класса "Лексингтон", "ахиллесовой пятой" которых была очень умеренная броневая защита, однако нельзя было не признать, что на верфях Соединенных Штатов в экстренном порядке создавалось доселе неслыханное по мощности оружие морских войн, и ответ политических конкурентов США не заставил себя ждать.