Япония была первой из держав, "откликнувшихся" на честолюбивые планы американцев. Два события благоприятствовали японцам в наращивании их морских сил: повсеместный переход к строительству дредноутов и мировая война, экономически подорвавшая линейное судостроение стран-участниц. Япония же методично "копила" свои линкоры, воплощая в металл проекты очень хорошо вооруженных и защищенных кораблей.
Фактически для японского флота были построены только два дредноута с 12" орудиями. За ними в 1912—1916 гг. последовали восемь линейных судов с 14" артиллерией: четыре линейных крейсера класса "Конго" (27500 т, 8 — 14" орудий, 27,5 уз.) и две слегка отличавшихся друг от друга пары линкоров "Фузо" и "Ямаширо" (30600 т, 12 — 14" орудий, 22,5 уз.) ,"Исе" и "Хиуга" (31260 т, 12 — 14" орудий, 23 уз).
С переходом на 14" орудия Япония начала придерживаться "восьмикорабельной" тактической единицы (бригады): 4 линкора+4 линейных крейсера. Необходимость точного соответствия линейных судов обоих типов была выведена из опыта победоносной войны с Россией. В начале войны Япония имела шесть броненосцев и шесть броненосных крейсеров. Результат Цусимского боя убедил японских морских экспертов в необходимости полного численного равенства между линейными кораблями и крейсерами.
Первое время после войны японцы придерживались эскадренного (стратегического) соотношения 6-6, однако неудобство оперирования подобным корабельным составом по-полубригадно привело к добавлению недостающих судов в боевую линию. Ко времени перехода к 14" орудиям японцы уже твердо придерживались построения тактических соединений линейного флота по принципу 4-4, и именно это требование определило соотношение капитальных кораблей с 14" артиллерией — четыре "конго" и четыре "фузо/исе".
Первыми двумя линкорами, начавшими счет кораблям программы "8-8" в том ее виде, в котором она вошла в историю, стали однотипные "Нагато" и "Мутсу", заложенные в 1917 и 1918 годах. Первоначально японцы не планировали их как головные корабли новой программы, хотя они и на самом деле должны были стать дебютной парой следующей восьмерки линейных судов, предназначенных для 16" орудий. Усиленные приготовления Америки к обеспечению "свободы морей" были восприняты Японией как заявка на господство в бассейне Тихого океана, поэтому японский парламент принял решение формировать замену только что сооруженных линейных судов новыми капитальными кораблями. Теперь линейная эскадра японского флота, которую предстояло создать почти заново, имела бы калибр главной артиллерии, не уступающий примененному на заложенных американских кораблях.
Результаты минувшей великой войны улучшили финансовое положение Японии, и в июне 1920 года в парламенте была проведена смета на четыре линейных корабля, четыре линейных и одиннадцать легких крейсеров. Исполнение ее планировалось в 1923—24 гг. Одновременно была одобрена дополнительная судостроительная программа, состоящая из четырех линкоров, четырех линейных и двенадцати легких крейсеров, а также сорока эскадренных миноносцев с началом строительства в 1922 году и окончанием к 1927—28 гг.
Сообщения об этих планах сильно встревожили государственный аппарат США, и немедленно отделу разведки американского флота было дано задание добыть характеристики предполагавшихся обеими программами японских капитальных кораблей.
Линкор "Нагато"