"20" (Ту-20), "400" (Ту-400), "4X4" (Ту-4Х4), "324" (Ту-414), "414" (Ту-414)
Работы АНТК им. А.Н. Туполева по региональным и административным пассажирским самолетам
Анализируя в начале 90-х годов перспективы развития гражданской авиации России, руководство АНТК им. А.Н. Туполева приняло решение обратиться к тематике самолетов, не имевших в то время аналогов в отечественном авиастроении. Перед коллективом АНТК была поставлена задача по проектированию сравнительно небольшого административного самолета, рассчитанного на перевозку порядка 20 пассажиров на расстояние до 2000 км. В короткий срок под руководством Главного конструктора В.М. Дмитриева, возглавившего в АНТК направление по созданию региональных и административных самолетов, подготовили предварительный проект подобного самолета, получивший обозначение Ту-20. Заказчику предлагался самолет сравнительно небольшой размерности (размах крыла - 18,25 м, длина самолета - 18,3 м, взлетная масса - 9000-9500 кг) с низкорасположенным крылом небольшой стреловидности, с двумя турбовинтовыми двигателями РТ6А-67 с толкающими винтами, размещенными на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, со взлетной мощностью по 1500 э.л.с. Ту-20 предполагалось выпускать в варианте с повышенным уровнем комфортабельности - на 8 пассажиров, в бизнес варианте - 11 пассажиров и варианте пассажирского регионального самолета - с салоном, рассчитанным на перевозку 19 человек. Самолет планировалось оснастить новейшими комплексированными системами авионики на основе современной цифровой элементной базы. Дальнейшим развитием данной тематики, но уже с учетом использования ТРДД и соответственным увеличением крейсерской скорости полета с 600 км/ч до 750-800 км/ч стали технические предложения по административным самолетам Ту-400 и Ту-4Х4, проекты которых не вышли из стадии первоначального проектирования. Самолеты обоих проектов планировалось выполнять по принятой во всем мире для машин подобного класса схеме низкоплана с крылом небольшой стреловидности и с двумя двигателями, размещенными по бокам хвостовой части фюзеляжа. Административный Ту-400 предназначался для перевозки 10 пассажиров на расстояние 1800-4000 км. Проект прорабатывался в трех вариантах под двигатели различной тяги: АИ-25ТЛ - взлетная тяга 1720 кгс, ДВ-2 - 2200 кгс и под PW.305 - 2370 кгс. Соответственно менялись характеристики самолета. Административный Ту-4Х4 при сохранении общей компоновки Ту-400 имел значительно меньшие размеры и массу и проектировался из расчета на перевозку 4-7 пассажиров в условиях повышенного комфорта на расстояния порядка 3000 км. Самолеты проектов Ту-400 и Ту-4Х4 имели следующие основные данные:
|
Ту-400 |
Ту-4Х4 |
|||
|
двигатели |
2хАИ-25ТЛ |
2xPW.305 |
2хДВ-2 |
2хР-127-300 |
|
тяга двигателей, кгс |
2x1720 |
2x2370 |
2x2200 |
2x2800 |
|
размах крыла, м |
16,4 |
11,62 |
||
|
длина самолет, м |
17,67 |
12,97 |
||
|
высота самолета, м |
5,25 |
3,9 |
||
|
площадь крыла, м кв. |
- |
37,0 |
||
|
взлетная масса, кг |
11000 |
12780 |
12830 |
4520 (так в тексте, прим. ВВС) |
|
коммерческая нагрузка, кг |
1500 |
800 |
||
|
крейсерская скорость, км/ч |
700 |
800 |
800 |
750-810 |
|
дальность полета (с количеством пассажиров), км: |
1800(10) |
3930(10) |
2950(10) |
3300(4) |
|
потребная длина ВПП, м |
1850 |
1170 |
||
|
топливная эффективность, г/пасс.км |
74,1 |
66,0 |
81,3 |
|
Анализ работ над проектом Ту-20 показал, что с точки зрения завоевания определенного сектора отечественного и мирового рынка, гораздо целесообразней перейти к созданию самолета иной - более крупной размерности, а именно - к региональному лайнеру пассажировместимостью порядка 50 человек. Проект нового регионального самолета подобной увеличенной размерности получил по ОКБ обозначение Ту-324.
![]() |
![]()
|
| Ту-20 | |