Оглавление

"20" (Ту-20), "400" (Ту-400), "4X4" (Ту-4Х4), "324" (Ту-414), "414" (Ту-414)

Работы АНТК им. А.Н. Туполева по региональным и административным пассажирским самолетам

Анализируя в начале 90-х годов перспективы развития гражданской авиации России, руководство АНТК им. А.Н. Туполева приняло решение обратиться к тематике самолетов, не имевших в то время аналогов в отечественном авиастроении. Перед коллективом АНТК была поставлена задача по проектированию сравнительно небольшого административного самолета, рассчитанного на перевозку порядка 20 пассажиров на расстояние до 2000 км. В короткий срок под руководством Главного конструктора В.М. Дмитриева, возглавившего в АНТК направление по созданию региональных и административных самолетов, подготовили предварительный проект подобного самолета, получивший обозначение Ту-20. Заказчику предлагался самолет сравнительно небольшой размерности (размах крыла - 18,25 м, длина самолета - 18,3 м, взлетная масса - 9000-9500 кг) с низкорасположенным крылом небольшой стреловидности, с двумя турбовинтовыми двигателями РТ6А-67 с толкающими винтами, размещенными на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, со взлетной мощностью по 1500 э.л.с. Ту-20 предполагалось выпускать в варианте с повышенным уровнем комфортабельности - на 8 пассажиров, в бизнес варианте - 11 пассажиров и варианте пассажирского регионального самолета - с салоном, рассчитанным на перевозку 19 человек. Самолет планировалось оснастить новейшими комплексированными системами авионики на основе современной цифровой элементной базы. Дальнейшим развитием данной тематики, но уже с учетом использования ТРДД и соответственным увеличением крейсерской скорости полета с 600 км/ч до 750-800 км/ч стали технические предложения по административным самолетам Ту-400 и Ту-4Х4, проекты которых не вышли из стадии первоначального проектирования. Самолеты обоих проектов планировалось выполнять по принятой во всем мире для машин подобного класса схеме низкоплана с крылом небольшой стреловидности и с двумя двигателями, размещенными по бокам хвостовой части фюзеляжа. Административный Ту-400 предназначался для перевозки 10 пассажиров на расстояние 1800-4000 км. Проект прорабатывался в трех вариантах под двигатели различной тяги: АИ-25ТЛ - взлетная тяга 1720 кгс, ДВ-2 - 2200 кгс и под PW.305 - 2370 кгс. Соответственно менялись характеристики самолета. Административный Ту-4Х4 при сохранении общей компоновки Ту-400 имел значительно меньшие размеры и массу и проектировался из расчета на перевозку 4-7 пассажиров в условиях повышенного комфорта на расстояния порядка 3000 км. Самолеты проектов Ту-400 и Ту-4Х4 имели следующие основные данные:

Ту-400

Ту-4Х4

двигатели

2хАИ-25ТЛ

2xPW.305

2хДВ-2

2хР-127-300

тяга двигателей, кгс

2x1720 

2x2370

2x2200

2x2800

размах крыла, м

 16,4

11,62

длина самолет, м

 17,67

12,97

высота самолета, м

 5,25

3,9

площадь крыла, м кв.

-

37,0

взлетная масса, кг

11000

12780

12830

4520 (так в тексте, прим. ВВС)

коммерческая нагрузка, кг

1500

800

крейсерская скорость, км/ч

700

800

800

750-810

дальность полета (с количеством пассажиров), км:

1800(10)

3930(10)

2950(10)

3300(4)

потребная длина ВПП, м

1850

1170

топливная эффективность, г/пасс.км

74,1

66,0

81,3

Анализ работ над проектом Ту-20 показал, что с точки зрения завоевания определенного сектора отечественного и мирового рынка, гораздо целесообразней перейти к созданию самолета иной - более крупной размерности, а именно - к региональному лайнеру пассажировместимостью порядка 50 человек. Проект нового регионального самолета подобной увеличенной размерности получил по ОКБ обозначение Ту-324.

ANTTUSgn001.jpg ANTTUSgn003.jpg

ANTTUSgn002.jpg

Ту-20

Оглавление