Оглавление

SignTu45.jpg

Ту-136

При выборе аэродинамической схемы Ту-136 учитывались особенности компоновки элементов криогенной топливной системы на самолете. Отсюда использование несколько нетрадиционной дупланной схемы самолета, логично совмещенной с топливными баками большого объема (впервые в АНТК подобная схема была предложена в проекте C-PROP - проекте самолета, близкого по назначению к Ту-136, но значительно меньшей размерности). В основу конструкции планера самолета положена конструктивно-силовая схема с максимальной разгрузкой крыла и фюзеляжа от действия аэродинамических и массовых сил. За счет увязок элементов конструкции удалось получить высокое аэродинамическое совершенство самолета. В частности, на аэродинамическое совершенство Ту-136 работает совмещение миделя бака с миделем мотогондолы, а также сочетание поддерживающих пилонов с общей аэродинамикой самолета. Все это позволило получить на скорости, соответствующей М=0,45, максимальное аэродинамическое качество Кмах=14,5 (данные подтверждены расчетами и продувками модели). Для обеспечения автономности эксплуатации Ту-136 оборудуется входной дверью для экипажа и пассажиров с встроенным трапом. Смешанное грузопассажирское назначение самолета потребовало введение рампы-люка в кормовой части фюзеляжа, приспособленной для загрузки стандартных поддонов, колесной техники и других крупногабаритных грузов, а также введения багажного отсека. Ту-136 оснащается двумя ТВД ТВ7-П7СФ (мощность каждого 3260 э.л.с.) с шестилопастными винтами диаметром 3,7 м. Двигатели самолета могут работать как на криогенных видах топлива, так и на обычном авиационном керосине, возможно использование американских двигателей фирмы Пратт и Уитни PW150/2 (мощность 3600 э.л.с.). Высокое совершенство аэродинамики, конструкции и использование альтернативных видов топлива позволяет получить достаточно экономичный самолет, имеющий более низкие прямые эксплуатационные расходы (ПЭР). Например, на маршрутах, протяженностью порядка 2000 км, при прочих равных условиях, ПЭР для самолета на СПГ типа Ту-136 будут на 30-35% ниже, чем для аналогичного самолета, спроектированного под традиционный вид топлива. Кроме того, конкурентоспособности Ту-136 традиционно способствует более низкий уровень эмиссии двигателей, а также меньшая стоимость криогенного топлива.

По отношению к самолету Ту-136 в АНТК был проведен анализ рынка региональных самолетов с коммерческой нагрузкой порядка 5 т и дальностью полета до 2000 км. Необходимость замены устаревшего парка самолетов Ан-24 и потенциальный объем авиаперевозок, а также экспорт самолетов данного типа в дальнее зарубежье и увеличение региональных перевозок, повлечет спрос на подобный региональный самолет к 2010 году в размере 500 единиц. В то же время потребность в самолетах с двигателями на СПГ до 2010 года можно оценить в объеме порядка 200 единиц с учетом развития регионов, в которых предполагается их эксплуатация и с учетом экспорта. Потенциальная потребность в грузовом варианте самолета к 2010 году можно оценить в объеме 120-180 машин с учетом списания парка Ан-26.

В настоящее время по самолету Ту-136 и всей транспортной системе в АНТК проведен анализ, проведены продувки модели самолета в аэродинамической трубе, подготовлены исходные материалы для дальнейшего проектирования.

Основные характеристики самолета Ту-136

Двигатели  2 х ТВ7-117СФ
Мощность двигателей, Э.Л.С.  2 х 3260
Длина самолета, м  22,75
Размах первого крыла, м  8,638
Размах второго крыла, м  21,776
Высота самолета, м  8,15
Площадь первого крыла, м2  19,97
Площадь второго крыла, м2  41,85
Полная площадь крыла, м2  61,82
Максимальная взлетная масса, т  20
Максимальная коммерческая нагрузка, т  5 
Максимальный запас топлива, кг   
LNG/LH2  3680/606
керосин  4320
Крейсерская скорость полета, км/ч  500
Крейсерская высота полета, м  7200
Дальность полета с коммерческой нагрузкой 5 т, км  2000
Потребная длина ВПП, м  1800
Количество пассажиров, чел  53
Топливная эффективность при перевозке 53 пассажиров, г/пасс×км  20
SignTu46.jpgSignTu47.jpgSignTu48.jpg

Ту-136

Оглавление