Работам по Ту-136 "дуплан" предшествовала проработка проекта криогенного грузопассажирского самолета, близкого к Ту-130 и Ту-136, но в половину меньших размеров и масс, получившего обозначение по ОКБ "С-PROP". Самолет по проекту "C-PROP" с двумя ТВД типа РТ6А-67К (взлетная мощность 1500 э.л.с.) имел следующие основные проектные данные:
| размах крыла | 20,0 м |
| длина самолета | 27,0 м |
| высота самолета | 6,3 м |
| площадь крыла | 40,3 кв.м |
| взлетная масса | 8600 кг |
| коммерческая нагрузка | 2500 кг |
| крейсерская скорость | 450 км/ч |
|
дальность полета с 18 пассажирами |
1200 км |
| потребная длина ВПП | 620 м |
Проект Ту-136 разрабатывается в АНТК как Региональная Авиационная Транспортная Система на криогенном топливе. Основным элементом системы является проект криоплана для Российских воздушных линий. Идея проекта заключается в использовании криогенных видов топлива для небольших турбовинтовых самолетов, которые будут использоваться в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ту-136 предназначен для перевозки 53 пассажиров (шаг кресел 810 мм) или 5 т коммерческой нагрузки на расстояние до 2000 км.
Особенностью проекта Ту-136 является:
– создание высокоэффективного самолета для транспортной системы регионального сообщения,
конкурентоспособного с современными самолетами;
– совместное применение как традиционных (керосин), так и криогенных (сжиженный природный газ) видов топлива на самолетах с ТВД;
– безопасность и комфорт в эксплуатации и обслуживании;
– высокая экономичность и экологичность самолета;
– максимальное использование действующей инфраструктуры наземного обслуживания и эксплуатации;
– возможность быстрого конвертирования самолета из пассажирского варианта в грузовой;
– широкие возможности по созданию семейства на основе базового варианта с учетом требований заказчика.
В качестве областей применения Ту-136 АНТК рассматривает и предлагает заказчику:
– пассажирские и грузовые перевозки на авиалиниях протяженностью до 2000 км;
– эксплуатация с аэродромов любого класса (в том числе и с грунтовых);
– использование на трассах, связывающих областные центры России;
– использование для грузопассажирских перевозок при обслуживании центров добывающей промышленности;
– использование для инспектирования магистральных газопроводов в северных районах и в Сибири;
– применение зарубежными авиакомпаниями в странах, имеющих развитую инфраструктуру потребителей газа (Ближний и Средний Восток);
– использование в качестве недорогой экспериментальной базы для исследований применения в авиации перспективных альтернативных видов топлива (метан, водород).

Проект Ту-130


Ту-130