![]() |
![]()
|
Ту-34 |
|
В 1992 году в Воронежском филиале ОКБ начались работы по сельскохозяйственному самолету ВСХС (в дальнейшем Ту-54). Проектированием нового самолета руководил Главный конструктор В.И. Якимов. Самолет разрабатывался для замены массового Ан-2. Он участвовал в конкурсе на лучший проект сельскохозяйственного самолета средней грузоподъемности (700-900 кг), объявленный НТС Росавиапром в 1993 году. Проект Ту-54 считается многими специалистами наилучшим проектом отечественного сельскохозяйственного самолета. Его стоимость составляет 34% стоимости Ан-2, а себестоимость эксплуатации - 49-74%. До конца 1997 года все проектные работы по Ту-54 были сконцентрированы в Воронеже, но после трагической гибели В.И. Якимова руководство АНТК передало тему А.Ф. Правивому на основную московскую территорию. За проектом нового сельскохозяйственного самолета окончательно закрепляется обозначение Ту-54. Для Ту-54 была выбрана наиболее распространенная в мире схема для современных самолетов подобного назначения: подкосный низкоплан с одним двигателем и шасси с хвостовым колесом. Бак для химикатов размещен перед кабиной пилота, что исключает влияние его загрузки на центровку самолета. В передней части фюзеляжа установлен двигатель М-14Х, мощностью 360 л.с. Хороший обзор из высокоподнятой гермокабины, снабженной кондиционером с системой очистки воздуха, необходимое современное пилотажно-навигационное оборудование, эффективная теплозвукоизоляция обеспечивают пилоту комфортные условия работы. На место бака с химикатами возможна установка бака с водой, в этом случае Ту-54 можно использовать для тушения лесных пожаров, возможно использование самолета в качестве патрульного и для проведения картографических работ. Расчетная взлетная масса самолета 2050-2300 кг, рабочая скорость при выполнении химработ 130-160 км/ч при высоте полета 5-20 м, дальность полета около 500 км. По проекту построен полноразмерный макет (макет закончили еще в Воронеже), закончен выпуск рабочих чертежей. Производство Ту-54 планируется на ВАСО в Воронеже (бывший Воронежский авиационный завод - ВАЗ, ранее завод № 64 МАП). Основные проектные данные Ту-54 следующие:
| размах крыла | 12,6 м |
| длина самолета | 8,9 м |
| высота самолета | 3,0 м |
| площадь крыла | 22,5 кв.м |
| взлетная масса | 2050-2300 кг |
| максимальная масса химикатов | 800 кг |
| максимальная скорость полета | 280 км/ч |
| скорость полета на авиахимработы | 130-160 км/ч |
| высота полета на авиахимработах | 5-20 м |
| дальность полета | 850 км |
| длина разбега | 305 м |
| длина пробега | 265 м |
Под техническим руководством Д.И. Гапеева в ОКБ с начала 90-х годов ведутся работы над легким сельскохозяйственным самолетом Ту-24СХ. Основное назначение самолета - внесение минеральных удобрений в почву, борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства, воздушная подкормка растений. Самолет Ту-24СХ выполняется по схеме низкоплана с одним поршневым двигателем и неубирающимся шасси. Широкая кабина экипажа рассчитана на 1-2 человек, кресла экипажа расположены рядом, отсек с бункером для химикатов - в закабинном пространстве. Опыливатель - убирающийся в полете. На самолете используется мощная механизация крыла: щитки-закрылки по всей задней поверхности крыла и автоматические концевые предкрылки. Для Ту-24СХ выбрали массовый серийный двигатель типа М-14ПС, мощностью 360 л.с, который в различных модификациях используется вот уже несколько десятков лет на многих отечественных легких самолетах различного назначения.