Оглавление

Исходя из прогнозируемых темпов роста пассажирских авиаперевозок, фирма Боинг полагает, что к 2019 г. мировой парк реактивных самолетов (региональных, магистральных и грузовых) возрастет с 14500 (данные на конец 2000 года) до 33000 (к 2020 году) единиц. Примерно 5000 эксплуатируемых в настоящее время самолетов подлежат замене. В течение 2000-2019 гг. для удовлетворения роста воздушных перевозок и замены старых самолетов должно быть поставлено 23500 новых самолетов.

В новом прогнозе фирма Боинг уделяет больше внимания развитию рынка региональных реактивных самолетов с числом мест менее 70. По ее мнению, мировой парк таких летательных аппаратов может увеличиться примерно с 900 до 4870.

Почти 75% будущих поставок будет приходиться на долю региональных и узкофюзеляжных самолетов. Рынок магистральных широкофюзеляжных самолетов, по мнению фирмы Боинг, сравнительно мал. Предполагается, что в ближайшие 20 лет может быть поставлено 1010 самолетов в классе на 400 мест и более. Из этого количества на долю самолетов типа Боинг 747 придется 40% (410 единиц), примерно 27% (270 единиц) составит доля тяжелых грузовых самолетов.

Спрос на сверхвместительные пассажирские самолеты (с числом мест 500 и более), по мнению фирмы Боинг, начнет расти только после 2010 г. К концу прогнозируемого периода объем перевозок на большинстве дальних межконтинентальных маршрутах потребует более вместительных самолетов, чем нынешние самолеты Боинг 747. Отмечается, что если возникнут серьезные проблемы с пропускной способностью аэропортов, то авиакомпании могут ввести в эксплуатацию больше самолетов такого класса за счет замены ими менее вместительных.

Ожидается, что в течение 20 лет в североамериканский регион будет поставлено 7835 самолетов (430 млрд. долл.), Европу - 6800 самолетов (более 400 млрд. долл.) и азиатско-тихоокеанский регион (АТР) - 5215 самолетов (свыше 500 млрд. долл.). На долю остальных регионов придется 2465 самолетов (160 млрд. долл.). Особенностью североамериканского региона будет то, что более 85% поставок составят региональные реактивные самолеты и узкофюзеляжные самолеты с числом мест до 240.

Отдельный раздел прогноза посвящен рынку грузовых реактивных самолетов. В нем отмечается, что в конце 1999 г. мировой парк таких самолетов составлял 1680 единиц (в начале 1970-х годов в эксплуатации было почти 800 грузовых самолетов, из которых на долю реактивных приходилось менее 100). По мнению фирмы Боинг, среднегодовые темпы роста воздушных грузовых перевозок превысят темпы роста мировой экономики: 6-7% против 2,5-3%. К 2019 г. мировой парк грузовых самолетов достигнет почти 3200 единиц. Ожидаются поставки 803 новых самолетов (общая стоимость 105 млрд. долл.); кроме того, более 1800 пассажирских самолетов будет переоборудовано в грузовые.

В таблицах 1-3 приведены основные результаты прогноза.

Таблица 1 ПРОГНОЗ ФИРМЫ БОИНГ МИРОВОГО ПАРКА МАГИСТРАЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ в 1999 и 2019 ГГ.

Класс самолета по числу мест

Тип самолета

Парк по состоянию на конец 1999 г.

Доля самолетов в общем парке. %

Прогнозируемый парке 2019 г.

Доля самолетов в общем парке, %

Региональные реактивные самолеты (50-90 мест)

Фоккер F.28
Фоккер F.70
ВАЕ Системз BAe 146-100/-200, RJ70 и RJ85
Региональные самолеты фирм Эмбраер, Бомбардье и Фэрчайлд Дорнье

906

6,6

4869

15,3

Региональные самолеты (90-120 мест)

Боинг 717-200
Боинг 727-100
Боинг 737-100/-200/-500/-600
Эрбас A318
Дуглас DC-9
Боинг MD-87
ВАЕ Системз ВАе 146-300 и RJ100
Фоккер F. 100
ВАе - Аэроспасьяль "Конкорд"
Региональные самолеты фирм Эмбраер, Бомбардье и Фэрчайлд Дорнье

2820

20,7

4224

13,3

Узкофюзеляжные магистральные самолеты (121-170 мест)

Боинг 737-300/-400/-700/-800
Боинг 727-200
Боинг 720
Эрбас A319
Эрбас А320
Боинг MD-81/-82/-83/-88/-90
Дуглас DC-8-10/-20

5014*

36,7

10382*

32,7

Узкофюзеляжные магистральные самолеты (171-240 мест)

Боинг 737-900
Боинг 757
Боинг 707-300В/С
Эрбас А321
Дуглас DC-8-30/-40/-50/-70

1371*

10,0

3476*

10,9

Широкофюзеляжные самолеты (230-310 мест)

Боинг 767
Эрбас А300
Эрбас A310
Эрбас А330-200

1381*

10,1

3658*

11,5

Широкофюзеляжные  самолеты (311-399 мест)

Боинг 777
Эрбас А330-300
Эрбас А340
Локхид L-1011
Макд.-Дуг. DC-10
Боинг MD-11

1157*

8,4

3415*

10,7

Широкофюзеляжные самолеты (400 мест и более)

Боинг 747
Боинг747Х
Эрбас А3ХХ

1021*

7,5

1731*

5.6

Всего

13670

100,0

31755

100,0

Таблица 2 ПРОГНОЗ ФИРМЫ БОИНГ ПОСТАВОК САМОЛЕТОВ ДО 2019 Г.
Класс самолета по числу мест Тип самолета Поставки Доля в общем объеме поставок, % Стоимость, млрд. долларов Доля в общей стоимости поставок, %
Региональные реактивные самолеты (50-90 мест) ВАE Системз RJ70 и RJ85
 Региональные самолеты фирм Эмбраер, Бомбардье и Фэрчайлд Дорнье
4194 18,8 84,7 5,7
Региональные самолеты (90-120 мест) Боинг 717-200
Боинг 737-600
Эрбас A318
ВАЕ Системз RJ100
Региональные самолеты фирм Эмбраер, Бомбардье и Фэрчайлд_Дорнье
3051* 13,7 102,9 6,9
Узкофюзеляжные магистральные самолеты (121-170 мест) Боинг 737-700/-800
 Боинг MD-90
Эрбас A319
Эрбас А320
6839* 30,6 328,8 22,0
Узкофюзеляжные магистральные самолеты (171-240 мест) Боинг 757
 Боинг 737-900
Эрбас A321
2490* 11,2 160,3 10,7
Широкофюзеляжные самолеты (230-310 мест) Боинг 767
Эрбас А300
Эрбас A310
Эрбас А330-200
2314* 10,4 242,9 16,2
Широкофюзеляжные самолеты (311-399 мест) Боинг 777-200/-300
Эрбас А330-300
Эрбас А340
Боинг MD-11
2417* 10,8 376,2 25,1
Широкофюзеляжные самолеты (400 мест и более) Боинг 747
Боинг 747Х
Эрбас A3XX
1010* 4,5 201,1 13,4
Всего 22315 100,0 1496,9 100,0

• С учетом грузовых и грузопассажирских самолетов.

Таблица 3 ПРОГНОЗ ФИРМЫ БОИНГ ПОСТАВОК САМОЛЕТОВ ПО ОСНОВНЫМ РЕГИОНАМ ДО 2019 Г.
Регион Региональные и узкофюзеляжные самолеты (50-240 мест) Широкофюзеляжные самолеты (230-400 мест) Широкофюзеляжные самолеты (400 мест и более)
количество стоимость, млрд. долл. количество стоимость, млрд. долл. количество стоимость, млрд. долл.
Северная Америка 6633 264,4 1009 127,5 194 38,2
АТР 2626 116,1 1975 267,1 613 123,0
Европа 5496 222,6 1128 144,2 173 34,5
Ближний Восток 223 11,3 286 36,9 12 2,2
Латинская Америка 1238 49,5 230 29,8 0 0
Африка 358 14,9 103 13,6 18 3,3
Всего: 16574 678,8 4731 619,1 1010 201,2

Оглавление