Исходя из прогнозируемых темпов роста пассажирских авиаперевозок, фирма Боинг полагает, что к 2019 г. мировой парк реактивных самолетов (региональных, магистральных и грузовых) возрастет с 14500 (данные на конец 2000 года) до 33000 (к 2020 году) единиц. Примерно 5000 эксплуатируемых в настоящее время самолетов подлежат замене. В течение 2000-2019 гг. для удовлетворения роста воздушных перевозок и замены старых самолетов должно быть поставлено 23500 новых самолетов.
В новом прогнозе фирма Боинг уделяет больше внимания развитию рынка региональных реактивных самолетов с числом мест менее 70. По ее мнению, мировой парк таких летательных аппаратов может увеличиться примерно с 900 до 4870.
Почти 75% будущих поставок будет приходиться на долю региональных и узкофюзеляжных самолетов. Рынок магистральных широкофюзеляжных самолетов, по мнению фирмы Боинг, сравнительно мал. Предполагается, что в ближайшие 20 лет может быть поставлено 1010 самолетов в классе на 400 мест и более. Из этого количества на долю самолетов типа Боинг 747 придется 40% (410 единиц), примерно 27% (270 единиц) составит доля тяжелых грузовых самолетов.
Спрос на сверхвместительные пассажирские самолеты (с числом мест 500 и более), по мнению фирмы Боинг, начнет расти только после 2010 г. К концу прогнозируемого периода объем перевозок на большинстве дальних межконтинентальных маршрутах потребует более вместительных самолетов, чем нынешние самолеты Боинг 747. Отмечается, что если возникнут серьезные проблемы с пропускной способностью аэропортов, то авиакомпании могут ввести в эксплуатацию больше самолетов такого класса за счет замены ими менее вместительных.
Ожидается, что в течение 20 лет в североамериканский регион будет поставлено 7835 самолетов (430 млрд. долл.), Европу - 6800 самолетов (более 400 млрд. долл.) и азиатско-тихоокеанский регион (АТР) - 5215 самолетов (свыше 500 млрд. долл.). На долю остальных регионов придется 2465 самолетов (160 млрд. долл.). Особенностью североамериканского региона будет то, что более 85% поставок составят региональные реактивные самолеты и узкофюзеляжные самолеты с числом мест до 240.
Отдельный раздел прогноза посвящен рынку грузовых реактивных самолетов. В нем отмечается, что в конце 1999 г. мировой парк таких самолетов составлял 1680 единиц (в начале 1970-х годов в эксплуатации было почти 800 грузовых самолетов, из которых на долю реактивных приходилось менее 100). По мнению фирмы Боинг, среднегодовые темпы роста воздушных грузовых перевозок превысят темпы роста мировой экономики: 6-7% против 2,5-3%. К 2019 г. мировой парк грузовых самолетов достигнет почти 3200 единиц. Ожидаются поставки 803 новых самолетов (общая стоимость 105 млрд. долл.); кроме того, более 1800 пассажирских самолетов будет переоборудовано в грузовые.
В таблицах 1-3 приведены основные результаты прогноза.
Класс самолета по числу мест |
Тип самолета |
Парк по состоянию на конец 1999 г. |
Доля самолетов в общем парке. % |
Прогнозируемый парке 2019 г. |
Доля самолетов в общем парке, % |
Региональные реактивные самолеты (50-90 мест) |
Фоккер F.28 |
906 |
6,6 |
4869 |
15,3 |
Региональные самолеты (90-120 мест) |
Боинг 717-200 |
2820 |
20,7 |
4224 |
13,3 |
Узкофюзеляжные магистральные самолеты (121-170 мест) |
Боинг 737-300/-400/-700/-800 |
5014* |
36,7 |
10382* |
32,7 |
Узкофюзеляжные магистральные самолеты (171-240 мест) |
Боинг 737-900 |
1371* |
10,0 |
3476* |
10,9 |
Широкофюзеляжные самолеты (230-310 мест) |
Боинг 767 |
1381* |
10,1 |
3658* |
11,5 |
Широкофюзеляжные самолеты (311-399 мест) |
Боинг 777 |
1157* |
8,4 |
3415* |
10,7 |
Широкофюзеляжные самолеты (400 мест и более) |
Боинг 747 |
1021* |
7,5 |
1731* |
5.6 |
Всего |
13670 |
100,0 |
31755 |
100,0 |
Класс самолета по числу мест | Тип самолета | Поставки | Доля в общем объеме поставок, % | Стоимость, млрд. долларов | Доля в общей стоимости поставок, % |
Региональные реактивные самолеты (50-90 мест) |
ВАE Системз RJ70 и RJ85 Региональные самолеты фирм Эмбраер, Бомбардье и Фэрчайлд Дорнье |
4194 | 18,8 | 84,7 | 5,7 |
Региональные самолеты (90-120 мест) |
Боинг 717-200 Боинг 737-600 Эрбас A318 ВАЕ Системз RJ100 Региональные самолеты фирм Эмбраер, Бомбардье и Фэрчайлд_Дорнье |
3051* | 13,7 | 102,9 | 6,9 |
Узкофюзеляжные магистральные самолеты (121-170 мест) |
Боинг 737-700/-800 Боинг MD-90 Эрбас A319 Эрбас А320 |
6839* | 30,6 | 328,8 | 22,0 |
Узкофюзеляжные магистральные самолеты (171-240 мест) |
Боинг 757 Боинг 737-900 Эрбас A321 |
2490* | 11,2 | 160,3 | 10,7 |
Широкофюзеляжные самолеты (230-310 мест) |
Боинг 767 Эрбас А300 Эрбас A310 Эрбас А330-200 |
2314* | 10,4 | 242,9 | 16,2 |
Широкофюзеляжные самолеты (311-399 мест) |
Боинг 777-200/-300 Эрбас А330-300 Эрбас А340 Боинг MD-11 |
2417* | 10,8 | 376,2 | 25,1 |
Широкофюзеляжные самолеты (400 мест и более) |
Боинг 747 Боинг 747Х Эрбас A3XX |
1010* | 4,5 | 201,1 | 13,4 |
Всего | 22315 | 100,0 | 1496,9 | 100,0 |
• С учетом грузовых и грузопассажирских самолетов.
Регион | Региональные и узкофюзеляжные самолеты (50-240 мест) | Широкофюзеляжные самолеты (230-400 мест) | Широкофюзеляжные самолеты (400 мест и более) | |||
количество | стоимость, млрд. долл. | количество | стоимость, млрд. долл. | количество стоимость, млрд. долл. | ||
Северная Америка | 6633 | 264,4 | 1009 | 127,5 | 194 | 38,2 |
АТР | 2626 | 116,1 | 1975 | 267,1 | 613 | 123,0 |
Европа | 5496 | 222,6 | 1128 | 144,2 | 173 | 34,5 |
Ближний Восток | 223 | 11,3 | 286 | 36,9 | 12 | 2,2 |
Латинская Америка | 1238 | 49,5 | 230 | 29,8 | 0 | 0 |
Африка | 358 | 14,9 | 103 | 13,6 | 18 | 3,3 |
Всего: | 16574 | 678,8 | 4731 | 619,1 | 1010 | 201,2 |