Самолеты типа А3ХХ будут обслуживать маршруты с очень большими пассажиропотоками, тогда как самолеты типа А340 целесообразнее использовать на беспосадочных авиалиниях между второстепенными аэропортами.
По мнению фирмы Эрбас, существует большая потребность авиакомпаний АТР в широкофюзеляжных самолетах на 200-250 мест. Предполагается, что в ближайшие 20 лет может быть поставлено около 750 самолетов, из которых свыше 350 предназначены для замены стареющих самолетов Боинг 767 и Эрбас A300 и A310.
Несмотря на то, что АТР остается главным рынком для широкофюзеляжных самолетов, авиакомпаниям этого региона требуется около 1600 узкофюзеляжных самолетов с числом мест от 100 до 200.
В прогнозе отмечается, что большие перспективы ожидают грузовые перевозки в странах АТР. Этот регион характеризуется самым высоким темпом роста грузовых авиаперевозок, который составляет 6,6% в год. Предполагается, что к концу 2019 г. парк грузовых самолетов в регионе возрастет втрое и достигнет почти 340 единиц. Ожидается поставка около 150 новых грузовых самолетов, в числе которых 135 относятся к самолетам грузоподъемностью более 80 т.
В прошлом году специалисты Первой государственной авиационно-космической корпорации (AVIC 1) и Института авиационных инженеров (CIASE) подготовили прогноз развития воздушных перевозок и парка пассажирских самолетов в Китае на 2000-2019 гг.
В прогнозе отмечается, что в течение 1992-1998 гг. наблюдался значительный спад в объемах воздушных перевозок в КНР. Однако, в 1999 г. произошел их заметный рост: было перевезено 60,94 млн. пассажиров (на 5,9% больше, чем в 1998 г.) и 1,704 млн. т грузов (увеличение на 21,7%). Наибольшие темпы роста воздушных перевозок в 1999 г. наблюдались на международных авиалиниях (по пассажирам прирост составил 20%, а по грузам - 34,5%) и на маршрутах, связывающих основную территорию Китая с Гонконгом и Макао, на которых приросты, соответственно, составили 22,3% и 43,5%. В течение 1999 г. были открыты или восстановлены 205 новых маршрутов, включая 14 международных. Таким образом, всего китайские авиакомпании обслуживали 1115 маршрутов (включая 128 международных и 22 - в Гонконг и Макао) общей протяженностью 1,57 млн. км.
В настоящее время в КНР существует 15 ведущих авиакомпаний, из которых самыми основными являются авиакомпании Эйр Чайна (объем перевозок в 1999 г. составил почти 3 млн. тонно-км), Чайна Сазерн (около 2 млн. тонно-км) и Чайна Истерн (более 1,7 млн. тонно-км). Таким образом, на эти авиакомпании приходится более 63% всего объема перевозок.
Проблемы, возникшие в результате спада пассажирских перевозок, заставили Управление гражданской авиации КНР (СААС) установить жесткий контроль за закупками новых самолетов. Это привело к некоторому сокращению парка пассажирских самолетов, а также их суммарной провозной мощности. В конце 1999 г. парк насчитывал 499 самолетов (на 13 меньше, чем в 1996 г.). Начиная с 1990 г. наблюдается постоянное относительное сокращение парка самолетов малой пассажировместимости (60 и менее мест). Если в 1990 г. их было 79 (39,3% от всего парка пассажирских самолетов), в 1995 г. - 84 (20,6%), то в 1999 г. таких самолетов насчитывалось всего 60 (12%).
Большую роль в воздушных перевозках на внутренних авиалиниях играет расстояние между городами. Анализ маршрутов между парами городов показал, что основными являются маршруты протяженностью 300-2200 км, причем треть из них приходится на трассы протяженностью 800 км. Воздушное сообщение между большинством пар городов отличается малой интенсивностью. В частности, в течение 1999 г. между примерно 75% парами городов ежедневно перевозилось не более 160 пассажиров, а между 70% парами городов частота ежедневных рейсов была меньше 1,0. Самые интенсивные авиаперевозки осуществляются между 40 крупными городами Китая (столицами провинций, административными центрами открытых экономических зон и центрами туризма). На эти маршруты приходится 85% перевезенных пассажиров.
Большое внимание в Китае уделяется развитию сети аэропортов. В настоящее время насчитывается 142 аэропорта, которые используются для регулярных внутренних и международных перевозок. Наибольшее число аэропортов находится в Восточном Китае (40) и Центральном и Южном - 30. В соответствии с 10-м пятилетним планом, к 2005 г. в Китае будет 160 аэропортов, а в 2015 г. - 260.
Несмотря на заметный прогресс в авиаперевозках (особенно, когда Китай вышел на мировой рынок), они все-таки находятся на низком уровне. Доля воздушного транспорта в общем объеме перевозок составляет всего 0,01 %, а объем воздушных пассажирских перевозок (в пасс.*км) - 7,6%. Негативную роль сыграл финансово-экономический кризис в странах Азии в конце 1990-х годов.
Тем не менее, эксперты полагают, что в ближайшие 20 лет темпы роста воздушных перевозок будут весьма высокими. По их расчетам, в 2000 - 2004 гг. средний темп роста перевозок составит 8,6%, в 2005-2009 гг. - 9,3%, в 2010-2014 гг. - 8,8% и в 2015-2019 гг. - 7,3%. Если в 1999 г. объем пассажирских авиаперевозок равнялся 85,7 млрд. пасс.*км, то в 2019 г. он достигнет 438,7 млрд. пасс.*км, т.е. он будет ежегодно возрастать на 8,5% (более высокими темпами, чем рост ВВП).
Для обеспечения роста авиаперевозок парк пассажирских самолетов должен возрасти с 499 в 1999 г. до 911 в 2009 г. и до 1739 - в 2019 г.
Осенью 2000 г. были представлены данные о состоянии мирового парка пассажирских самолетов. Согласно этим данным, к середине 2000 г. в мире эксплуатировалось 19514 самолетов: 14340 самолетов с ТРДД и 5174 самолета с ТВД. При анализе парка не учитывались самолеты советского и российского производства, а также самолеты, построенные в КНР.
В эксплуатации находится 33 реактивных и 38 турбовинтовых моделей самолетов (без учета модификаций), разработанных зарубежными фирмами. Доля широкофюзеляжных самолетов в общем парке самолетов с ТРДД составляет 3676 единицы (25,6%). На долю фирмы Боинг приходится 10347 самолетов (включая почти 2700, построенных ранее фирмой Макдоннелл-Дуглас), что составляет 72% мирового парка реактивных самолетов западного производства. На втором месте находится фирма Эрбас - 2210 самолетов (15,4%).
Наибольшей популярностью у авиакомпаний пользуется семейство ближне- и среднемагистральных самолетов Боинг 737: в середине 2000 г. в эксплуатации находилось 3338 самолетов, что составляет 23,3% от мирового парка пассажирских самолетов с ТРДД и 17% от всего парка пассажирских самолетов западного производства. Второе место занимает самолет Боинг 727 (1184 единицы; серийный выпуск прекращен в 1984 г.), а третье - самолет Боинг MD-80 (1165 единиц), производство которого завершено в 2000 г.
Ниже в таблице 4 приводятся данные о количестве находящихся в эксплуатации самолетов по состоянию на середину 2000 г. и сравнение с 1997-1999 гг.:
Тип самолета | 2000 г. | 1999 г. | 1998 г. | 1997 г. |
Самолеты с ТРДД | ||||
Аэроспасьяль "Каравелла" | 10 | 11 | 16 | 15 |
Аэроспасьяль - ВАе "Конкорд" | 12 | 13 | 13 | 13 |
Боинг 707/720 | 102 | 104 | 121 | 132 |
Боинг 717 | 27 | 0 | 0 | 0 |
Боинг 727 | 1184 | 1231 | 1309 | 1341 |
Боинг 737 | 3338 | 3126 | 2891 | 2698 |
Боинг 747 | 1028 | 1032 | 1028 | 1003 |
Боинг 757 | 913 | 863 | 805 | 751 |
Боинг 767 | 775 | 742 | 707 | 654 |
Боинг 777 | 288 | 234 | 168 | 89 |
Боинг MD-80 | 1165 | 1161 | 1144 | 1130 |
Боинг MD-90 | 110 | 103 | 85 | 53 |
Боинг MD-11 | 184 | 182 | 178 | 165 |
Бомбардье CRJ-100/-200 | 401 | 327 | 253 | 172 |
Бритиш Аэроспейс БАК 111 | 92 | 92 | 101 | 104 |
Бритиш Аэроспейс ВАе 146/Авро RJ | 348 | 340 | 322 | 300 |
Локхид L-1011 "Тристар" | 137 | 149 | 156 | 185 |
Макдоннелл-Дуглас DC-8 | 233 | 259 | 253 | 263 |
Макдоннелл-Дуглас DC-9 | 682 | 725 | 696 | 715 |
Макдоннелл-Дуглас DC-10 | 318 | 329 | 339 | 339 |
Фэрчайлд Дорнье 328JET | 29 | 3 | 0 | 0 |
Фоккер F.28 "Фэллоушип" | 169 | 166 | 171 | 172 |
Фоккер 70 | 43 | 43 | 42 | 36 |
Фоккер 100 | 273 | 273 | 267 | 273 |
Эмбраер ERJ-135 | 41 | 4 | 0 | 0 |
Эмбраер ERJ-145 | 228 | 147 | 83 | 18 |
Эрбас Индастри А300/А300-600 | 399 | 383 | 388 | 409 |
Эрбас Индастри A310 | 214 | 223 | 224 | 226 |
Эрбас Индастри A319 | 259 | 159 | 107 | 45 |
Эрбас Индастри А320 | 840 | 751 | 670 | 582 |
Эрбас Индастри А321 | 165 | 140 | 105 | 75 |
Эрбас Индастри А330 | 159 | 116 | 80 | 60 |
Эрбас Индастри А340 | 174 | 153 | 140 | 108 |
Всего: | 14340 | 13456 | 12862 | 12126 |
Самолеты с ТВД | ||||
Аэроспасьяль "Норд" 262 | 11 | 13 | 16 | 17 |
ATR42 | 320 | 318 | 301 | 306 |
ATR72 | 244 | 222 | 211 | 181 |
Бритиш Аэроспейс ВАе 748 | 117 | 115 | 118 | 122 |
Бритиш Аэроспейс АТР | 57 | 52 | 48 | 52 |
Грумман "Гольфстрим" I | 36 | 47 | 49 | 52 |
Джетстрим Эркрафт J31 | 221 | 268 | 249 | 250 |
Джетстрим Эркрафт J41 | 93 | 92 | 93 | 88 |
Бомбардье "Дэш" 8Q | 513 | 490 | 465 | 431 |
Бристоль "Британия" | 0 | 0 | 0 | 1 |
Виккерс "Вайкаунт" | 8 | 8 | 11 | 15 |
Де Хэвилленд "Дэш" 7 | 65 | 68 | 66 | 72 |
Фэрчайлд "Метро" | 412 | 408 | 408 | 405 |
Фэрчайлд Дорнье 228 | 128 | 125 | 121 | 130 |
Фэрчайлд Дорнье 328 | 93 | 86 | 89 | 71 |
Канадэр CL-44 | 6 | 6 | 8 | 3 |
Конвэр 540/580/600/640 | 109 | 111 | 106 | 115 |
CASA 212 | 84 | 83 | 92 | 88 |
CASA-IPTN CN-235 | 26 | 24 | 24 | 25 |
Лет L-410 | 346 | 329 | н.д. | 645 |
Локхид L-188 "Электра" | 50 | 51 | 56 | 58 |
Локхид L-100 | 39 | 44 | 44 | 44 |
Рейтеон/Бичкрафт 1900 | 489 | 472 | 456 | 430 |
NAMCYS-11 | 51 | 60 | 66 | 73 |
SAAB 340 | 418 | 413 | 423 | 385 |
SAAB 2000 | 54 | 55 | 51 | 43 |
Фоккер F.27 "Френдшип" 7РН-227 | 288 | 298 | 309 | 321 |
Фоккер 50 | 187 | 181 | 185 | 183 |
Хэндли Пейдж "Джетстрим" I | 4 | 4 | 5 | 9 |
Хэндли Пейдж "Геральд" | 1 | 1 | 3 | 3 |
Шорт 330 | 36 | 34 | 35 | 42 |
Шорт 360 | 115 | 112 | 110 | 118 |
Шорт SС7 "Скайвэн"** | 32 | 33 | н.д. | н.д. |
Эмбраер ЕМВ-110 | 204 | 213 | 212 | 214 |
Эмбраер ЕМВ-120 | 294 | 307 | 315 | 305 |
GAF "Номад" | 17 | 17 | 13 | н.д. |
IAI "Арава" | 6 | 6 | 5 | н.д. |
Сиань Y7*** | 0 | 0 | 0 | 70 |
Всего: | 5174 | 5166 | 4763 | 5367 |
* н.д. - нет данных
** в статистике 1997 - 1998 гг. не учитывался
*** в статистике 1998 - 2000 гг. не учитывались
По данным компании Эйрклеймз, в середине 2000 г. в эксплуатации находилось более 3300 самолетов российского и украинского производства, распределение которые по мировым регионам приведено в таблице 5. Таким образом, доля этих самолетов в мировом парке составляет 14,5%.
Самолет | Европа | Северная и Южная Америка | Азия, Австралия и Ближний Восток | Африка | Всего |
Ан-8 | 1 | 0 | 4 | 4 | 9 |
Ан-12 | 147 | 0 | 5 | 15 | 167 |
Ан-22 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Ан-24 | 421 | 10 | 26 | 15 | 472 |
Ан-26 | 223 | 24 | 5 | 16 | 268 |
Ан-28 | 74 | 1 | 0 | 4 | 79 |
Ан-30 | 55 | 2 | 3 | 0 | 60 |
Ан-32 | 57 | 8 | 0 | 5 | 70 |
Ан-38 | 6 | 0 | 0 | 0 | 6 |
Ан-72/74 | 47 | 0 | 0 | 4 | 51 |
Ан-124 | 24 | 0 | 0 | 0 | 24 |
Ан-225 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Ан-140 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Ил-18 | 37 | 5 | 2 | 5 | 49 |
Ил-62/62М | 95 | 6 | 4 | 2 | 107 |
Ил-76 | 241 | 1 | 27 | 25 | 294 |
Ил-86 | 91 | 0 | 3 | 0 | 94 |
Ил-96 | 11 | 0 | 0 | 0 | 11 |
Ил-114 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Tу-134 | 321 | 0 | 7 | 0 | 328 |
Ту-154 | 499 | 0 | 69 | 2 | 570 |
Tу-204 | 11 | 0 | 0 | 4 | 15 |
Як-40 | 464 | 11 | 6 | 11 | 492 |
Як-42 | 125 | 2 | 14 | 4 | 145 |
Всего: | 2955 | 70 | 175 | 116 | 3316 |