Оглавление

Самолеты типа А3ХХ будут обслуживать маршруты с очень большими пассажиропотоками, тогда как самолеты типа А340 целесообразнее использовать на беспосадочных авиалиниях между второстепенными аэропортами.

По мнению фирмы Эрбас, существует большая потребность авиакомпаний АТР в широкофюзеляжных самолетах на 200-250 мест. Предполагается, что в ближайшие 20 лет может быть поставлено около 750 самолетов, из которых свыше 350 предназначены для замены стареющих самолетов Боинг 767 и Эрбас A300 и A310.

Несмотря на то, что АТР остается главным рынком для широкофюзеляжных самолетов, авиакомпаниям этого региона требуется около 1600 узкофюзеляжных самолетов с числом мест от 100 до 200.

В прогнозе отмечается, что большие перспективы ожидают грузовые перевозки в странах АТР. Этот регион характеризуется самым высоким темпом роста грузовых авиаперевозок, который составляет 6,6% в год. Предполагается, что к концу 2019 г. парк грузовых самолетов в регионе возрастет втрое и достигнет почти 340 единиц. Ожидается поставка около 150 новых грузовых самолетов, в числе которых 135 относятся к самолетам грузоподъемностью более 80 т.

В прошлом году специалисты Первой государственной авиационно-космической корпорации (AVIC 1) и Института авиационных инженеров (CIASE) подготовили прогноз развития воздушных перевозок и парка пассажирских самолетов в Китае на 2000-2019 гг.

В прогнозе отмечается, что в течение 1992-1998 гг. наблюдался значительный спад в объемах воздушных перевозок в КНР. Однако, в 1999 г. произошел их заметный рост: было перевезено 60,94 млн. пассажиров (на 5,9% больше, чем в 1998 г.) и 1,704 млн. т грузов (увеличение на 21,7%). Наибольшие темпы роста воздушных перевозок в 1999 г. наблюдались на международных авиалиниях (по пассажирам прирост составил 20%, а по грузам - 34,5%) и на маршрутах, связывающих основную территорию Китая с Гонконгом и Макао, на которых приросты, соответственно, составили 22,3% и 43,5%. В течение 1999 г. были открыты или восстановлены 205 новых маршрутов, включая 14 международных. Таким образом, всего китайские авиакомпании обслуживали 1115 маршрутов (включая 128 международных и 22 - в Гонконг и Макао) общей протяженностью 1,57 млн. км.

В настоящее время в КНР существует 15 ведущих авиакомпаний, из которых самыми основными являются авиакомпании Эйр Чайна (объем перевозок в 1999 г. составил почти 3 млн. тонно-км), Чайна Сазерн (около 2 млн. тонно-км) и Чайна Истерн (более 1,7 млн. тонно-км). Таким образом, на эти авиакомпании приходится более 63% всего объема перевозок.

Проблемы, возникшие в результате спада пассажирских перевозок, заставили Управление гражданской авиации КНР (СААС) установить жесткий контроль за закупками новых самолетов. Это привело к некоторому сокращению парка пассажирских самолетов, а также их суммарной провозной мощности. В конце 1999 г. парк насчитывал 499 самолетов (на 13 меньше, чем в 1996 г.). Начиная с 1990 г. наблюдается постоянное относительное сокращение парка самолетов малой пассажировместимости (60 и менее мест). Если в 1990 г. их было 79 (39,3% от всего парка пассажирских самолетов), в 1995 г. - 84 (20,6%), то в 1999 г. таких самолетов насчитывалось всего 60 (12%).

Большую роль в воздушных перевозках на внутренних авиалиниях играет расстояние между городами. Анализ маршрутов между парами городов показал, что основными являются маршруты протяженностью 300-2200 км, причем треть из них приходится на трассы протяженностью 800 км. Воздушное сообщение между большинством пар городов отличается малой интенсивностью. В частности, в течение 1999 г. между примерно 75% парами городов ежедневно перевозилось не более 160 пассажиров, а между 70% парами городов частота ежедневных рейсов была меньше 1,0. Самые интенсивные авиаперевозки осуществляются между 40 крупными городами Китая (столицами провинций, административными центрами открытых экономических зон и центрами туризма). На эти маршруты приходится 85% перевезенных пассажиров.

Большое внимание в Китае уделяется развитию сети аэропортов. В настоящее время насчитывается 142 аэропорта, которые используются для регулярных внутренних и международных перевозок. Наибольшее число аэропортов находится в Восточном Китае (40) и Центральном и Южном - 30. В соответствии с 10-м пятилетним планом, к 2005 г. в Китае будет 160 аэропортов, а в 2015 г. - 260.

Несмотря на заметный прогресс в авиаперевозках (особенно, когда Китай вышел на мировой рынок), они все-таки находятся на низком уровне. Доля воздушного транспорта в общем объеме перевозок составляет всего 0,01 %, а объем воздушных пассажирских перевозок (в пасс.*км) - 7,6%. Негативную роль сыграл финансово-экономический кризис в странах Азии в конце 1990-х годов.

Тем не менее, эксперты полагают, что в ближайшие 20 лет темпы роста воздушных перевозок будут весьма высокими. По их расчетам, в 2000 - 2004 гг. средний темп роста перевозок составит 8,6%, в 2005-2009 гг. - 9,3%, в 2010-2014 гг. - 8,8% и в 2015-2019 гг. - 7,3%. Если в 1999 г. объем пассажирских авиаперевозок равнялся 85,7 млрд. пасс.*км, то в 2019 г. он достигнет 438,7 млрд. пасс.*км, т.е. он будет ежегодно возрастать на 8,5% (более высокими темпами, чем рост ВВП).

Для обеспечения роста авиаперевозок парк пассажирских самолетов должен возрасти с 499 в 1999 г. до 911 в 2009 г. и до 1739 - в 2019 г.

Осенью 2000 г. были представлены данные о состоянии мирового парка пассажирских самолетов. Согласно этим данным, к середине 2000 г. в мире эксплуатировалось 19514 самолетов: 14340 самолетов с ТРДД и 5174 самолета с ТВД. При анализе парка не учитывались самолеты советского и российского производства, а также самолеты, построенные в КНР.

В эксплуатации находится 33 реактивных и 38 турбовинтовых моделей самолетов (без учета модификаций), разработанных зарубежными фирмами. Доля широкофюзеляжных самолетов в общем парке самолетов с ТРДД составляет 3676 единицы (25,6%). На долю фирмы Боинг приходится 10347 самолетов (включая почти 2700, построенных ранее фирмой Макдоннелл-Дуглас), что составляет 72% мирового парка реактивных самолетов западного производства. На втором месте находится фирма Эрбас - 2210 самолетов (15,4%).

Наибольшей популярностью у авиакомпаний пользуется семейство ближне- и среднемагистральных самолетов Боинг 737: в середине 2000 г. в эксплуатации находилось 3338 самолетов, что составляет 23,3% от мирового парка пассажирских самолетов с ТРДД и 17% от всего парка пассажирских самолетов западного производства. Второе место занимает самолет Боинг 727 (1184 единицы; серийный выпуск прекращен в 1984 г.), а третье - самолет Боинг MD-80 (1165 единиц), производство которого завершено в 2000 г.

Ниже в таблице 4 приводятся данные о количестве находящихся в эксплуатации самолетов по состоянию на середину 2000 г. и сравнение с 1997-1999 гг.:

Таблица 4

Тип самолета 2000 г. 1999 г. 1998 г. 1997 г.
Самолеты с ТРДД
Аэроспасьяль "Каравелла" 10 11 16 15
Аэроспасьяль - ВАе "Конкорд" 12 13 13 13
Боинг 707/720 102 104 121 132
Боинг 717 27 0 0 0
Боинг 727 1184 1231 1309 1341
Боинг 737 3338 3126 2891 2698
Боинг 747 1028 1032 1028 1003
Боинг 757 913 863 805 751
Боинг 767 775 742 707 654
Боинг 777 288 234 168 89
Боинг MD-80 1165 1161 1144 1130
Боинг MD-90 110 103 85 53
Боинг MD-11 184 182 178 165
Бомбардье CRJ-100/-200 401 327 253 172
Бритиш Аэроспейс БАК 111 92 92 101 104
Бритиш Аэроспейс ВАе 146/Авро RJ 348 340 322 300
Локхид L-1011 "Тристар" 137 149 156 185
Макдоннелл-Дуглас DC-8 233 259 253 263
Макдоннелл-Дуглас DC-9 682 725 696 715
Макдоннелл-Дуглас DC-10 318 329 339 339
Фэрчайлд Дорнье 328JET 29 3 0 0
Фоккер F.28 "Фэллоушип" 169 166 171 172
Фоккер 70 43 43 42 36
Фоккер 100 273 273 267 273
Эмбраер ERJ-135 41 4 0 0
Эмбраер ERJ-145 228 147 83 18
Эрбас Индастри А300/А300-600 399 383 388 409
Эрбас Индастри A310 214 223 224 226
Эрбас Индастри A319 259 159 107 45
Эрбас Индастри А320 840 751 670 582
Эрбас Индастри А321 165 140 105 75
Эрбас Индастри А330 159 116 80 60
Эрбас Индастри А340 174 153 140 108
Всего: 14340 13456 12862 12126
Самолеты с ТВД
Аэроспасьяль "Норд" 262 11 13 16 17
ATR42 320 318 301 306
ATR72 244 222 211 181
Бритиш Аэроспейс ВАе 748 117 115 118 122
Бритиш Аэроспейс АТР 57 52 48 52
Грумман "Гольфстрим" I 36 47 49 52
Джетстрим Эркрафт J31 221 268 249 250
Джетстрим Эркрафт J41 93 92 93 88
Бомбардье "Дэш" 8Q 513 490 465 431
Бристоль "Британия" 0 0 0 1
Виккерс "Вайкаунт" 8 8 11 15
Де Хэвилленд "Дэш" 7 65 68 66 72
Фэрчайлд "Метро" 412 408 408 405
Фэрчайлд Дорнье 228 128 125 121 130
Фэрчайлд Дорнье 328 93 86 89 71
Канадэр CL-44 6 6 8 3
Конвэр 540/580/600/640 109 111 106 115
CASA 212 84 83 92 88
CASA-IPTN CN-235 26 24 24 25
Лет L-410 346 329 н.д. 645
Локхид L-188 "Электра" 50 51 56 58
Локхид L-100 39 44 44 44
Рейтеон/Бичкрафт 1900 489 472 456 430
NAMCYS-11 51 60 66 73
SAAB 340 418 413 423 385
SAAB 2000 54 55 51 43
Фоккер F.27 "Френдшип" 7РН-227 288 298 309 321
Фоккер 50 187 181 185 183
Хэндли Пейдж "Джетстрим" I 4 4 5 9
Хэндли Пейдж "Геральд" 1 1 3 3
Шорт 330 36 34 35 42
Шорт 360 115 112 110 118
Шорт SС7 "Скайвэн"** 32 33 н.д. н.д.
Эмбраер ЕМВ-110 204 213 212 214
Эмбраер ЕМВ-120 294 307 315 305
GAF "Номад" 17 17 13 н.д.
IAI "Арава" 6 6 5 н.д.
Сиань Y7*** 0 0 0 70
Всего: 5174 5166 4763 5367

* н.д. - нет данных
** в статистике 1997 - 1998 гг. не учитывался
*** в статистике 1998 - 2000 гг. не учитывались

По данным компании Эйрклеймз, в середине 2000 г. в эксплуатации находилось более 3300 самолетов российского и украинского производства, распределение которые по мировым регионам приведено в таблице 5. Таким образом, доля этих самолетов в мировом парке составляет 14,5%.

Таблица 5
Самолет Европа Северная и Южная Америка Азия, Австралия и Ближний Восток Африка Всего
Ан-8 1 0 4 4 9
Ан-12 147 0 5 15 167
Ан-22 1 0 0 0 1
Ан-24 421 10 26 15 472
Ан-26 223 24 5 16 268
Ан-28 74 1 0 4 79
Ан-30 55 2 3 0 60
Ан-32 57 8 0 5 70
Ан-38 6 0 0 0 6
Ан-72/74 47 0 0 4 51
Ан-124 24 0 0 0 24
Ан-225 1 0 0 0 1
Ан-140 1 0 0 0 1
Ил-18 37 5 2 5 49
Ил-62/62М 95 6 4 2 107
Ил-76 241 1 27 25 294
Ил-86 91 0 3 0 94
Ил-96 11 0 0 0 11
Ил-114 2 0 0 0 2
Tу-134 321 0 7 0 328
Ту-154 499 0 69 2 570
Tу-204 11 0 0 4 15
Як-40 464 11 6 11 492
Як-42 125 2 14 4 145
Всего: 2955 70 175 116 3316

Оглавление