АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Анализ деятельности авиационной промышленности США, Франции, Великобритании, ФРГ и ряда других стран показывает, что за рубежом в течение 2000 г. продолжался процесс реструктуризации промышленности, выражающейся в объединении крупных фирм в еще более крупные корпорации.
Наиболее важные события произошли в Европе, где была образована единая европейская авиационно-космическая компания EADS. В состав EADS вошли фирмы Аэроспасьяль Матра, DASA и CASA, которые с этого момента перестали быть самостоятельными юридическими лицами.
В состав компании EADS также вошли на правах дочерних предприятий фирмы Эрбас (ранее консорциум Эрбас Индастри) и Еврокоптер. Компании EADS будут принадлежать 80% доли акций в фирме Эрбас (остальная часть у английской фирмы ВАЕ Системз, которая пока не решается вступить в единую компанию) и все 100% акций фирмы Еврокоптер. Компании EADS будет принадлежать 43% объема программы разработки истребителя Еврофайтер EF2000 "Тайфун".
Компания EADS будет заниматься работами в области разработки и производства гражданских и военных самолетов и вертолетов, управляемых ракет, ракет-носителей и космических аппаратов. По оценкам специалистов, она займет первое место на мировом рынке вертолетов и ракет-носителей, второе место - на рынке магистральных самолетов и управляемых ракет, третье место - на рынке военно-транспортных самолетов и космических аппаратов и станет четвертой на рынке боевых самолетов.
По объему оборота компания EADS займет третье место в мире после фирм Боинг и Локхид Мартин, а при благоприятных условиях может выйти на второе место. Итоги 1999 г. показали, что если бы компания EADS уже существовала, то ее оборот составил бы 22,6 млрд. евро (учитывая деятельность фирм Аэроспасьяль Матра, DASA и CASA). Первые два места принадлежат фирмам Боинг (54,2 млрд. евро) и Локхид Мартин (23,8 млрд. евро). На четвертом месте находится фирма ВАЕ Системз (18,8 млрд. евро), а на пятом - фирма Рейтеон (18,5 млрд. евро).
За последние 15 лет в Европе произошло существенное изменение соотношения выпуска военной и гражданской продукции. Если в 1985 г. доля военной продукции составляла 64%, а гражданской - 36%, то в 1999 г. они были равны 31% и 69%, соответствен но.
Расходы на НИОКР достигли 8,97 млрд. долл., что составило 14,7% от всего оборота. Следует отметить, что в гражданском секторе 75% всех ассигнований на НИОКР выделяется самими фирмами, а в военном - около 40.
Образование в 2000 г. европейской компании EADS и консорциума Астриум и начало работ по двум новым крупным программам разработки самолетов А3ХХ и А400М позволят, по мнению специалистов, еще больше повысить эффективность работы авиационно-космических фирм Европы. Но при этом может произойти сокращение числа рабочих мест. Другим важным моментом может стать отношение государственных органов к деятельности фирм и компаний, так как уровень государственной поддержки может оказаться не таким высоким, как это было в предыдущие годы.
В течение 2000 г. ведущими зарубежными фирмами были представлены итоговые материалы, посвященные выпуску гражданских самолетов в 1999 г.
Фирма Боинг сообщила, что в 1999 г. она поставила 620 магистральных самолетов и продала 386. Фирма Эрбас объявила что в 1999 г. было продано по твердым заказам 476 магистральных самолетов на сумму 30,5 млрд. долл. В результате доля консорциума на мировом рынке магистральных самолетов достигла 55% по числу заказов и 52% - по стоимости. В течение года было поставлено 294 самолета.
В конце 2000 г. произошло два события, которые являются этапными для мировой авиационной промышленности. В ноябре фирма Боинг продала 15000-й реактивный магистральный самолет, а фирма Эрбас - 4000-й.
Магистральные самолеты. Наибольшее внимание в настоящее время привлекает программа разработки широкофюзеляжного самолета А3ХХ. 19 декабря 2000 г. наблюдательный совет фирмы Эрбас вместе с держателями акций - европейской компанией EADS и фирмой ВАЕ Системз - приняли решение об официальном начале программы разработки этого самолета, присвоив ему обозначение А380. В решении совета отмечается, что "данное решение открывает новую эру в гражданской авиации". В эксплуатацию самолет А380 поступит в начале 2006 г.
К моменту принятия решение фирма Эрбас получила 50 заказов (еще 42 заказа было оформлено по предварительным заявкам) от пяти авиакомпаний и одной лизинговой компании ILFC. Последним "стартовым" заказчиком самолета стала английская авиакомпания Вирджин Атлантик, которая 15 декабря 2000 г. оформила заказ на шесть самолетов (еще шесть было зарезервировано). Первый самолет А380 авиакомпания Вирджин Атлантик получит в 2006 г. Среди других заказчиков авиакомпании Эмирейтс, Эр Франс, Сингапур Эрлайнз и Кантес.