Оглавление

Жарри также сообщил, что ведутся большие работы по уменьшению площади акустического следа самолета на местности при взлете и посадке. Он сказал, что "мы должны быть уверены, что по этому параметру самолет А380 не будет уступать самолету Боинг 777". Фирма Эрбас провела переговоры с фирмой Роллс-Ройс и американским СП Энджин Альянс относительно модификации двигателей "Трент" 900 и GP7200 для снижения уровня шума. Разработчики двигателей согласились на некоторое увеличение диаметра вентиляторов, что позволит решить возникшую проблему. Несмотря на то, что проект самолета А380 утвержден, планируется провести незначительные улучшения в местной аэродинамике. В частности, на концах крыла будут использованы новые вертикальные аэродинамические поверхности.

На сборочном комплексе фирмы Эрбас в Тулузе завершено строительство натурного макета фюзеляжа самолета А380 и в настоящее время ведется подготовка к оборудованию интерьера его кабины. С этой целью объявлен конкурс, в котором участвуют девять международных групп дизайнеров и стилистов. В ближайшее время будут отобраны четыре группы, из которых выберут победителя конкурса. Жарри сказал, что фирма не собирается диктовать свои условия по интерьеру пассажирских салонов, а готова только дать некоторые идеи. "Как наилучшим образом использовать объем салонов будет определять заказчик", сказал Жарри.

На основе исходного варианта будут созданы модификации А380-700 с укороченным фюзеляжем (480 мест в трех классах) и А380-900 с удлиненным фюзеляжем (656 мест в трех классах). Для авиалиний протяженностью 16200 км предназначен вариант A380-800R, который сможет перевозить 555 пассажиров. Предусматривается создание грузовых и грузопассажирских самолетов.

Пели фирма Эрбас твердо решила идти по пути создания полностью нового самолета в классе на 550 мест, то фирма Боинг пытается идти другим путем. Следует, однако, отметить, что в начале 1990-х годов в США также исследовали проект сверхвместителыюго самолета VLCT, который внешне был похож на самолет А3ХХ (А38О). Но в дальнейшем фирма Боинг решила, что создание полностью нового самолета на данном этапе нецелесообразно, и переориентировали свою деятельность на разработку новых вариантов самолета 747-400 с увеличенным числом мест. Специалисты фирмы считают, что самолет типа 747 еще имеет значительный потенциал для развития.

Попытки создания на основе самолета 747-400 более вместительных вариантов предпринимались не раз. Последняя была сделана в 1997 г., когда разрабатывались проекты 747-500 и 747-600. В начале 1998 г. от них отказались. В середине июня 2000 г. фирма Боинг объявила о новых планах разработки усовершенствованных вариантов самолета 747-400. которые она рассматривает как альтернативу самолету А3ХХ. Работы ведутся одновременно по трем вариантам: 747-400Х, 747Х и 747Х "Стрэч".

Самолет 747-400Х по внешним размерам будет полностью идентичен самолету 747-400, отличаясь только установкой новой авионики и применением технических новшеств, позволяющих снизить затраты на эксплуатацию и обслуживание. Он также будет отличаться от исходного местными усилениями конструкции крыла, фюзеляжа и шасси, применением новых радиальных пневматиков, а также более рациональным использованием внутреннего объема. Интерьер пассажирского салона будет изменен; в его конструкции и отделке используется опыт разработки салона для самолета Боинг 777. Силовая установка самолета 747-400Х состоит из четырех ТРДД с тягой но 27-28,7 тс. Самолет сможет использоваться на таких маршрутах, как Лос-Анджелес - Сидней, Лондон - Сингапур и других, продолжительность полета на которых составляет почти 15 ч. Фирма полагает, что самолет 747-400Х появится в эксплуатации в третьем квартале 2002 г.

Второй проект 747Х отличается от исходного самолета 747-400 удлинением фюзеляжа на 2,8 м, в результате чего число мест в салоне трех классов увеличится до 430. За счет дополнительных топливных баков в кессоне центроплана запас топлива возрастет с 228280 до 274720 л. В результате дальность полета самолета 747Х составит 16620 км. Его предполагается использовать на маршрутах с продолжительностью полета до 18 ч (например, Сингапур - Чикаго или Нью-Йорк - Куала-Лумпур).

Наконец, самым радикальным проектом считается третий вариант 747Х "Стрэч".

За счет увеличения длины фюзеляжа на 9,6 м число мест в салоне трех классов возрастет с 416 до 504-522, т.е. на 25%. Удлинение фюзеляжа достигается двумя дополнительными секциями: одна в районе верхнего пассажирского салона, а другая - за крылом. Более чем на 26% возрастет объем нижних грузовых отсеков: он будет равен 191 м3, что на 28,3 м3 больше, чем на самолете А3ХХ-100. По стоимости 1 место-км самолет 747Х "Стрэч" будет на 12 - 14% дешевле самолета 747-400 и на 3% дешевле самолета А3ХХ-100 при перевозках на международных авиалиниях.

На самолете 747Х "Стрэч" предполагается применить новое крыло, размах которого составит почти 70 м. В настоящее время фирма Боинг проводит активные исследования нового крыла, аэродинамические характеристики которого будут существенно улучшены по сравнению с исходным крылом, созданным по технологии 1960-х годов. Крыло предполагается оснастить усовершенствованными законцовками; фирма исследует несколько вариантов. На самолете будет применено новое основное шасси, а также изменена конструкция поверхностей оперения.

CivAst21003.jpg

Пассажирский дальнемагистральный самолет Боинг 747-400

Фирма Боинг полагает, что эксплуатация самолета 747Х "Стрэч" может начаться во второй половине 2005 г., т.е. практически одновременно с появлением самолета А3ХХ-100.

Сравнительные расчетные характеристики самолета 747-400 и его будущих вариантов приведены в таблице 6.

Таблица 6
Самолет 747-400 747-400Х 747Х 747Х Стрэч
Длина самолета, м 70,66 70,66 73,47 80,55
Размах крыла, м 64,44 64,44 69,77 69,77
Высота самолета, м 19,38 19,38 21,44 19,86
Максимальный внешний диаметр фюзеляжа, м

6,49

Максимальная ширина пассажирского салона, м

6,13

Число мест в салоне 3-х классов 416 416 430 504-522
Объем грузовых отсеков, м3 138,1 138,1 150,2 191,1
Силовая установка 4 ТРДД Пратт-Уитни PW4056, Дженерал Электрик CF6-80C2 или Роллс-Ройс RB2U-524 4 ТРДД Пратт-Уитни PW4062, Дженерал Электрик CF6-80C2 или Роллс-Ройс RB211-524 4 ТРДД  Дженерал Электрик - Пратт-Уитни Энджин Альянс GP7000 или Роллс-Ройс "Трент" 600 4 ТРДД  Дженерал Электрик - Пратт-Уитни Энджин Альянс GP7000 или Роллс-Ройс "Трент" 600
Взлетная тяга двигателей, тс 4 х 25,7 -26,3 4 x 27 -28,7 4 х 30,8 4 х 30,8
Максимальная взлетная масса, т 396;9 412,77 473,1 473.1
Запас топлива, л 228280 240540 274720 274720
Крейсерское число М 0,85 0,85 0,86 0,86
Дальность полета, км 13210 14240 16620 14450

Оглавление