Оглавление

ЛЮБИМАЯ КОШКА ВИЦЕ-АДМИРАЛА КОННЕЛИ

Михаил НИКОЛЬСКИЙ

F-14001.jpg

Основную угрозу авианосной группировке ВМС США американские адмиралы определили совершенно правильно - крылатые ракеты большой дальности. Исследования в рамках выработки концепции создания противоракетного оружия начались в 50-е годы. Оказалось, что наилучшим образом с ПКО способен бороться специализированный самолет, оснащенный мощной поисковой РЛС и вооруженный ракетами воздух-воздух большой дальности. Истребитель должен обладать большой дальностью и продолжительностью полета, чтобы осуществлять перехват из положения "дежурство в воздухе". В то же время его максимальная скорость может и не превышать звуковую. Проектирование палубного перехватчика F6D "Миссайлер" (Missileer - ракетоносец) развернулось на фирме Дуглас. Специально для F6D началось проектирование двухступенчатых УР большой дальности с активной головкой самонаведения XAAM-N-10 "Игл"). В эпоху увлечения ракетоподобными самолетами, такими как F-104 "Старфайтер", "Миссайлер" выглядел весьма архаично - толстый фюзеляж с закругленным обтекателем РЛС в носовой части, двухместная кабина с расположением членов экипажа плечом к плечу, прямое крыло, под которым на внешней подвеске размещались шесть ракет (по три под каждой плоскостью).

Определенное влияние авиационной моды сказалось на принятии решения об аннулировании программы разработки "Миссайлера", но его внешний вид здесь совершенно не причем. Фирма Дуглас создавала узкоспециализированный одноцелевой самолет-перехватчик, не способный ни вести воздушный бой, ни наносить удары по наземным целям. В начале же 60-х годов во многих странах ставку сделали на развитие многоцелевых машин - истребителей-бомбардировщиков. Через несколько месяцев после прекращения работ по "Миссайлеру" закрыли и программу создания УР "Игл". Тем не менее проекты "Миссайлера" и УР "Игл" вовсе не пошли, что называется, коту под хвост, - концепция барражирующего автономного перехватчика, способного перехватывать ПКР "длинной рукой" - УР большой дальности - была востребована при проектировании флотского перехватчика F-14.

Январь 1961 г. в США ознаменовался воцарением в Пентагоне нового министра обороны Роберта Макнамара - человека, чей радикализм в деле военного строительства мог сравниться разве что с бурной деятельностью на этой же почве нашего Никиты Сергеевича. Макнамара покусился на святое - он "рекомендовал" делать единый самолет и для ВМС, и для ВВС. Рекомендация столь высокопоставленного лица равносильна приказу... Обе заинтересованные стороны отнеслись к такому предложению, мягко говоря, без энтузиазма. Особенно были переполнены скептицизмом моряки. Еще бы - ВМС нуждались в истребителе-перехватчике, то есть их вполне устраивал "Миссайлер", зато ВВС требовался ударный самолет, способный прорывать ПВО со сверхзвуковой скоростью на малых высотах. Представители флота неоднократно заявляли, что требования ВМС совместить с требованиями ВВС невозможно.

F-14002.jpg F-14003.jpg
Дуглас F6D "Миссайлер" - дозвуковой самолет, вооруженный восемью ракетами "Игл"

Опытный F-111B с четырьмя ракетами AIM-54 "Феникс"

Единым самолетом для ВВС и ВМС США должен был стать F-111. Машина эта оказалась чрезмерно тяжелой даже для ВВС. Флотский вариант F-111B совершил свой первый полет 18 мая 1965 г. Еще до начала испытаний F-111В мало кто верил, что этот самолет когда-нибудь будет базироваться на авианосцах - слишком большой и слишком тяжелый (он имел нормальную взлетную массу 31700 кг, в то время как требования ВМС ограничивали данный параметр величиной 22675 кг); существующие аэрофинишеры не обеспечивали посадку самолета на палубу, а катапульты не гарантировали безопасный взлет при сильном боковом ветре. Вероятнее всего, дело бы не дошло бы и до его испытаний, но Макнамара уделял программе "единого самолета" первостепенное внимание: ход работ по F-111 рассматривался на совещаниях у министра раз в две недели по субботам и ни о каком прекращении работ не могло быть и речи. К лету 1966 г. относительно F-111B прочно сложилось мнение - самолет неудачный. Как истребитель, он практически по всем параметрам уступал "Фантому", для замены которого на палубах авианосцев, собственно, и предназначался. Под давлением чинов из Пентагона инициировались две последовательных программы по уменьшению массы авианосного варианта F-111. Результаты исследований в рамках этих программ оказались неудовлетворительными, и в октябре 1967 г. представители фирмы Грумман выступили с более радикальным предложением спроектировать новый планер, сохранив двигатели, систему управления оружием и вооружение самолета F-111B. Проект получил обозначение VFX. Политические битвы вокруг этого проекта продолжались до середины 1968 г., пока в июле Пентагон официально не объявил о проведении конкурса на авианосный истребитель-перехватчик VFX; работы по флотскому варианту F-111 прекратились тогда же. Официально программы аннулировали в декабре 1968 г. Свои предложения представили фирмы Грумман, Норт Америкэн, Макдоннелл-Дуглас, Дженерал Дайнемикс и Линг-Темко-Воут.

Оглавление