Оглавление

МУЗЕЙ КОРОЛЕВСКИХ ВВС

Иван КУДИШИН

На севере Лондона, в предместье Хендон, на бывшем аэродроме Истребительного Командования расположен один из лучших авиационных музеев в мире - Музей Королевских ВВС. Посещение его не может оставить равнодушным ни одного любителя авиации. И дело тут не только в уникальности коллекции летательных аппаратов, но также и в том, я бы сказал, трепетном отношении к собственной военной истории, которое присуще англичанам.

Экспозиция размещена в двух громадных ангарах, один из которых был построен еще в тридцатые годы. Таким образом, обеспечены оптимальные условия хранения авиационной техники, многие образцы которой, относящиеся к первой трети 20 века, сделаны из дерева и перкаля. Сразу напрашивается аналогия с нашими авиамузеями в Монино и на Ходынском поле, более напоминающими в сравнении с Хендоном свалки металлолома.

Самолеты размещены довольно скученно, но пешеходная зона продумана таким образом, что любой из них можно осмотреть практически со всех ракурсов. Многие экспонаты снабжены стремянками и мостками, позволяющими осмотреть интерьер кабин.

В начале осмотра представлена история развития британской боевой авиации, начиная с собрания истребителей и разведчиков периода Первой мировой войны - в основном, самолетов фирмы Совпич: "Таблоид", "Пап", "Триплан", "Кэмел". Все они смотрятся, как будто только что покинули завод: качество реставрации отменное. Поодаль расположились "Хантер", "Торнадо" и палубный "Фантом". На почетном месте в первом зале установлен фюзеляж большой летающей лодки двадцатых годов - разведчика "Саутгемптон". Цельнодеревянная конструкция восстановлена безупречно. Некрашеное полированное дерево, покрытое лаком, заставляет вспомнить шедевры мебельных фирм Гамбса и Буля. Со специальных мостков можно заглянуть в кабины летчиков, оборудованные, кроме прочего, огромными корабельными магнитными компасами.

HendonMz001.jpg

В зале Хендонского музея Ju 87

HendonMz002.jpg

Боин В-17 "Летающая крепость"

HendonMz003.jpg

Бристоль "Бленхейм"

Отдельной группой расположены три самолета времен Корейской войны: "Сэйбр" в английской окраске, всепогодный "Метеор" и МиГ-15. Последний был приобретен в 80-х годах в Польше. В отличие от американцев, большинство из которых самоуверенно полагает, что в Корее счет воздушных побед был никак не меньше 10:1 в пользу США, англичане воздают сильному противнику по заслугам, отмечая большое мастерство советских летчиков на МиГах-15. Корейской кампании посвящен весьма интересный и информативный стенд.

В соседнем зале, целиком посвященном истории Бомбардировочного Авиационного командования, собраны огромные самолеты, некогда составлявшие славу Британии. Здесь и одномоторный "Бэттл", на котором английские летчики - бомбардировщики начинали войну, и "Бленхейм", а также "Веллингтон", "Ланкастер" и "Москито". Около самолетов расставлены восковые фигуры членов их экипажей и техников. Заслуженный ветеран - "Ланкастер" с собственным именем "Праматерь" украшен отметками о многих десятках боевых вылетов, а под кабиной летчиков красуется скромная цитата: "Мы не дадим ни одному самолету противника появиться над территорией Рейха. Геринг." Капоты моторов "Ланкастера" откинуты, здесь воссоздана сценка технического обслуживания. В полутьме зала раздаются реплики обслуживающего персонала, звон и бряканье гаечных ключей. На стенах ангара висят фрагменты обшивки с эмблемами нескольких самолетов, в частности, "Веллингтона" из польского авиакрыла с воинственным котенком в конфедератке, оседлавшим бомбу, с надписью "На Берлин!"

Почетное место отведено нереставрированному четырехмоторному бомбардировщику "Галифакс". Эта машина была подбита в своем первом боевом вылете, целью которого был германский линейный корабль "Тирпиц", отстаивавшийся в норвежском Тронхейм-фьорде. На обратном пути тяжело поврежденный самолет сел на вынужденную на лед озера. Когда лед растаял, машина утонула. Лишь в начале восьмидесятых "Галифакс" был обнаружен норвежскими ныряльщиками и извлечен на поверхность. Коррозия так изъела самолет, что ни о какой реставрации не могло идти речи. Так и упокоился он в Хендоне. Рядом с ним есть стенд с материалами об атаке "Тирпица" и ржавым звеном якорной цепи немецкого линкора.

Рядом с английскими бомбардировщиками стоит "Летающая крепость" B-17G в окраске 8-й Воздушной Армии США, бомбившей Рейх с территории Англии. Кстати, этот бомбардировщик находится в летнопригодном состоянии. В 60-е годы именно эта машина снималась в фильме "Большая прогулка". Рядом с "Крепостью" замер ее верный эскорт - истребитель "Мустанг".

В углу ангара стоит американский патрульный бомбардировщик "Хадсон", а рядом с ним - сбрасываемая спасательная шлюпка и диорама: трое летчиков, спасающихся после вынужденной посадки в море - на надувной лодке.

Оглавление