Оглавление

JSFHeav013.jpg

JSFHeav015.jpg  JSFHeav016.jpg

Испытания Х-35В в режиме вертикального висения

Ранее силовая установка самолета, состоящая из двигателя JSF119-611, системы струйных рулей, вертикального вентилятора и приводного вала вентилятора, была успешно испытана на стенде 12 мая 2001 г. на заводе в г. Палмдэйл, штат Калифорния. Команда технического персонала программы JSF фирмы Локхид Мартин закончила монтаж подъемного вентилятора, поворотного сопла маршевого двигателя и прочего оборудования для обеспечения работы силовой установки на режимах вертикальной тяги. Незадолго до этого приводной вал и подъемный вентилятор успешно прошли очередные испытания на максимальную продолжительность работы и показали себя полностью надежными. С 24 мая по начало июня 2001 г. самолет Х-35В под управлением британского летчика-испытателя фирмы ВАе Системз Саймона Харгривза закончил программу наземных газовок и взлетов на привязи в режиме вертикальной тяги и был подготовлен к началу летных испытаний в режиме укороченного взлета и вертикальной посадки.

Летные испытания самолета Х-35В начались 23 июня серией вертикальных взлетов и посадок. Основным летчиком-испытателем является С. Харгривз, имеющий большой налет на СВВП "Харриер". Главным принципом, заложенным фирмой Локхид Мартин в программу испытаний прототипов нового истребителя, является максимально возможное соответствие опытных и серийных самолетов. По мнению представителя фирмы, реализация этого принципа помогает не только сэкономить значительные суммы денег на аппроксимации данных прототипа на серийный самолет, но и избежать многих неприятностей при переходе к серийному производству.

Силовая установка СУ ВВП показала себя весьма надежной и обладающей значительными резервами тяги даже в условиях жары и высокогорья. Самолет готов к переходу на горизонтальный режим полета и выходу на сверхзвук. Устойчивость и управляемость на режиме вертикальной тяги, по отзывам Харгривза, были очень хорошие.

В 6.30 24 июня Х-35В совершил вертикальный взлет, на 35 секунд перешел в режим устоявшегося висения на высоте около 8 м, а затем совершил вертикальную посадку. Харгривз отозвался о характеристиках устойчивости самолета так: "Я ощущал себя скорее не летчиком, а пассажиром". Двигатель JSF-119-611 показал прекрасную точность управления и приемистость.

29 июня майор авиации Морской пехоты США Арт Томассетти совершил на Х-35В вертикальный взлет, висение и посадку. Ранее Томассетти уже ознакомился в полете с самолетами Х-35 модификаций А и С. 2 июля к "Клубу летчиков Х-35В" присоединился командир эскадрильи Джастин Пэйнс из британских ВВС, строевой летчик, имеющий большой опыт полетов на СВВП "Харриер".

Следующим этапом испытаний стали переходы на режим устоявшегося висения, переходы от режима вертикальной тяги к крейсерскому режиму и обратно, серии укороченных взлетов и вертикальных посадок. Испытания были продолжены сначала на базе Эдвардс, а затем - в Центре боевого применения авиации ВМС в Патуксент-Ривер.

JSFHeav014.jpg 

Оглавление