Оглавление

Самолет снабжен бортовым генератором кислорода (OBOGS). Система глубокого диагностирования обеспечивает возможность эксплуатации по состоянию.

Боевые и учебно-боевые варианты самолета "Мако" планируется оснастить встроенной пушкой Маузер ВК 27 (27 мм). Имеется семь узлов внешней подвески. Вооружение класса "воздух-воздух" может включать УР средней дальности AGM-120 SRAAM (до четырех единиц), ракеты увеличенной дальности MRAAM (до четырех УР) или комбинацию из шести ракет обоих типов.

Для ведения ближнего маневренного воздушного боя самолет может нести ракеты с ТГС AIM-9L "Сайдуиндер", AIM-9X или IRST-T (до шести единиц).

Ударное вооружение самолета - до 12 авиабомб калибром 225 кг (на четырех подкрыльевых и центральном подфюзеляжном узлах подвески), две авиабомбы калибром 900 кг, до пяти УР класса "воздух-поверхность" типа AGM-65 "Мейврик", две противокорабельные ракеты, до четырех блоков НАР. На выставке в Дубае демонстрировалась и компьютерная модель "Мако" с более "солидным" вооружением - двумя крылатыми ракетами класса KEPD-350.

Самолет может комплектоваться тремя ПТБ малого объема или двумя подвесными топливными баками по 1500 л на внутренних подкрыльевых узлах подвески, или тремя ПТБ меньшей емкости. УР или КАБ класса "воздух-поверхность" могут включать до 10 единиц вооружения.

На внешней подвеске должно быть размещено управляемое оружие класса "воздух-воздух", а также управляемое и неуправляемое оружие класса "воздух-поверхность".

Параллельно с разработкой самолета предполагается создание тренажерного комплекса, а также средств компьютерного обучения.

MakoLtFt004.jpg MakoLtFt005.jpg
Макет самолета "Мако" Предполагаемый вид кабины "Мако"

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА "МАКО"

Размах крыла (без ракет на концевых АПУ)

 8,25 м

Длина самолета

13,75 м

Стояночная высота самолета

4,50 м

Масса пустого самолета: LCA

6200 кг

AT

5800 кг

Масса топлива: LCA

3300 кг

AT

3000 кг

Нормальная взлетная масса (без внешних подвесок)

 

LCA

9400 кг

AT

8100 кг

Максимальная взлетная масса

13000 кг

Масса вооружения на внешних узлах подвески

4500 кг

Максимальная скорость ЛА

1600 км/ч

Практический потолок

15250 м

Длина разбега

менее 450 м

Длина пробега

750 м

Перегоночная дальность (с ПТБ)

3700 км

Максимальная эксплуатационная перегрузка

+9/-3

Ожидается, что пик маркетинговой компании самолета "Мако" придется на 2005-2015 гг. Одно время в качестве первого потенциального покупателя самолета "Мако" рассматривалась ЮАР, которой требовалось несколько десятков истребителей ALF (Advanced Light Fighter - перспективный легкий истребитель) для замены самолетов Дассо "Мираж" F.1 и ранних модификаций "Читы" с началом поставок в 2003 году. Однако в конце 1990-х годов Южная Африка выбрала в качестве ALF шведский "Грипен", заказав 28 самолетов этого типа.

Сегодня концерн EADS рассчитывает выйти с самолетом "Мако" на Ближне- и Средневосточные авиационные рынки. В частности, "Мако" уже предлагается концерном в качестве перспективного легкого ударного истребителя и УТС углубленной подготовки для ВВС Объединенных Арабских Эмиратов (переговоры о закупке "Мако" предполагалось начать в ходе работы выставки "Дубай-2001", однако они были отложены из-за внешнеполитической обстановки в регионе).

Всего же, по оценкам экспертов, мировой рынок самолетов класса "Мако" до 2020 года определен в 800 единиц (80% из которых - двухместные и 20% - одноместные. Общая стоимость программы оценивается в 1,3 млрд. долл., а стоимость одного серийного самолета - в 15 млн. долл. После 2005 года, когда должна закончиться объединенная "общенатовская" программа обучения в США летчиков-истребителей западноевропейских стран, заинтересованность в "Мако" могут проявить и ВВС Германии, а также другие европейские государства.

Предполагается, что учебные и учебно-боевые варианты "Мако" займут как бы промежуточное положение между учебными машинами "Хоук" и "Алфа Джет" и многофункциональными истребителями F-16C Block 60 и JSF.

Демонстрация на выставке в Дубае нового натурного макета самолета "Мако" стало и своеобразным ответом EADS на выкатку в октябре 2001 г. нового южнокорейского сверхзвукового учебно-боевого и легкого боевого самолета А-50/Т-50 "Голден Игл", являющего ближайшим аналогом и основным потенциальным конкурентом самолета "Мако". Эта машина, оснащенная одним ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-402 (1x8000 кгс), имеет максимальную взлетную массу 12000 кг. Она способна выполнять полет с максимальной скоростью, соответствующей М=1,4, и маневрировать с восьмикратными перегрузками. В создании "Голден Игла" непосредственное участие принимала американская фирма Локхид Мартин, что и определило облик этого самолета, весьма напоминающий F-16.

Хотя "Мако" по срокам создания несколько отстает от своего дальневосточного соперника, европейские авиастроители полны оптимизма. Они считают, что их самолет, относящийся к новому, пятому, поколению, в конечном итоге окажется более предпочтительным для потенциальных заказчиков, чем "Голден Игл", являющийся как бы "редуцированным F-16".

Оглавление