Оглавление

МИГ-25 - ЕГИПЕТСКАЯ ЭПОПЕЯ

Михаил НИКОЛЬСКИЙ

MiG25Egp001.jpg

Заканчивая публикацию серии статей о стратегическом разведчике ВВС США SR-71, было бы несправедливо не рассказать о его единственном конкуренте - сверхзвуковом разведчике типа МиГ-25, успешно применявшемся в ряде "горячих точек" нашей планеты.

Командование ВВС и ИА ПВО после гибели на МиГ-25 генерала Кадомцева и ряда других тяжелых летных происшествий, весьма настороженно относилось к новым самолетам, тем более, что в КБ Туполева велись работы над барражирующим перехватчиком, способным составить конкуренцию МиГ-25П. Чтобы переломить ситуацию, требовалось нестандартное решение. Такое решение предложил заместитель главного конструктора МиГ-25 по системам управления А.В. Минаев, назначенный 11 ноября 1970 г. заместителем министра авиапрома. Алексей Васильевич предложил проверить самолет в реальных боевых условиях, конкретно - в Египте. Обстановка в начале 70-х годов на ближнем Востоке была более чем горячей. Подразделения советских ВВС к этому времени уже находились в Египте, обеспечивая прикрытие Каира и Асуанской плотины от налетов израильской авиации. Советской авиационной группировкой командовал генерал-полковник Г.У. Дольников.

Летом 1970 г. в Ахтубинске началось формирование "экспедиционного отряда", в который вошло шесть летчиков, специалисты ОКБ, инженерно-технический состав, имевший опыт работы с МиГ-25; всего - 70 человек. Пилотировать самолеты в небе Египта предстояло летчику-испытателю Горьковского авиазавода В.Г. Гордиенко, военным летчикам из НИИ ВВС и Липецкого Центра Н.И. Стогову, В. Уварову, Н.И. Борщову и Ю. Марченко. Возглавил летный состав летчик-испытатель 1-го класса полковник А.С. Бежевец, летавший на МиГ-25 с 1965 г. Четыре самолета отобрали из МиГов, проходивших испытания в НИИ ВВС. "Характер", этих машин был знаком летному и техническому составу. Перед 63-м отдельным авиационным отрядом (такое название получила "египетская экспедиция") ставилась задача фоторазведки линии Барлева, проходившей по восточному берегу Суэцкого канала. Египет готовился взять реванш за поражение в войне 1967 г., в подготовке освобождения Синайского полуострова принимали активное участие советские военные советники, поэтому увязка планов разведки израильских укреплений с помощью советских самолетов подготовка "броска" через канал вполне естественна. Самолеты выбрали с учетом поставленной задачи - два МиГ-25Р (заводские номера 020501 и 020504) и два МиГ-25РБ (заводские номера 020402, 020601).

Переброску 63-й ОАО на Ближний Восток запланировали на конец 1970 г., однако 28 сентября умер президент Египта Насер, и отправку отряда пришлось задержать до прояснения политических позиций нового президента - Анвара Садата. Приказ о срочной переброске 63-го ОАО поступил в марте 1971 г., тогда же его командиром назначили генерал-майора Г.А. Баевского; команду инженеров возглавил А.В. Минаев, но поскольку он бывал в Египте "наездами", фактическим руководителем был заместитель главного конструктора по МиГ-25 Л.Г. Шенгелая.

В Египет, на авиабазу Каир-Западный, МиГи доставили на военно-транспортных Ан-22; сразу же по прибытии в Египет, на МиГ-25 нанесли опознавательные знаки Объединенной Арабской Республики. Переброска осуществлялась в обстановке повышенной секретности, тем не менее, практически сразу же после появления МиГов на египетской авиабазе, каирская газета опубликовала репортаж о новых самолетах Х-500, появившихся на одной из египетских авиабаз; на видном месте был опубликован снимок МиГ-25 в полете, правда, то был не МиГ-25Р, а МиГ-25П. Тем не менее, свободная пресса дело сделала - военная тайна перестала существовать. На Востоке два занятия считаются наиболее достойными мужчины - война и торговля; отдельные египетские офицеры их успешно совмещали, причем торговали они вовсе не открытками с видами пирамид Гизы. Не случайно охрану Каира-Западного осуществлял советский спецназ и зенитно-ракетные дивизионы комплексов С-75 и С-125 с советскими расчетами.

Первая информация о том, что в "ближайшее время в арабских странах будут развернуты самолеты МиГ-23" была опубликована в бейрутских газетах еще в 1970 г.; в то время на Западе МиГ-25 называли МиГ-23.

Первые пробные полеты над египетской территорией Х-500 выполнили 26 марта. В течение недели разведчики совершили семь вылетов, в которых отрабатывались профили полетов, производилась калибровка фотоаппаратуры. На взлете и посадке разведчиков прикрывали МиГи-21, пилотируемые советскими летчиками. МиГ-25 взлетал непосредственно за проходом пары "21-х", вторая пара страховала разведчика с задней полусферы. Как вспоминал летчик-испытатель Владимир Гордиенко: "Через несколько минут (после взлета) я уже на Махе - 2,5, все, никто достать не может!" Посадка также - в "промежутке" между парами МиГ-21. Израильские средства радиотехнической разведки внимательно отслеживали все полеты МиГ-25Р, пока еще над египетской территорией...

К концу апреля двигателисты сделали подарок летчикам 63-го ОАО: время полета на скорости М=2,83 увеличили с 3 до 8 минут, весь же полет над линией Барлева занимал 1,2-2 минуты.

Первый боевой полет пара (все боевые вылеты проводились только парами) разведчиков выполнила 10 октября 1971 г. Как обычно, МиГи взлетели с аэродрома Каир-Западный и ушли с набором высоты в сторону Средиземного моря. В предшествующих тренировочных полетах разведчики, набрав высоту 22 км, разворачивались влево и шли по маршруту вдоль Нила; 10 октября разведчики заложили правый вираж, и в 11 ч. 15 мин. местного времени вышли к побережью Израиля. Маршрут полета точно повторял изгибы береговой черты - разведчики беспрепятственно пролетели от Хайфы, расположенной вблизи израильско-ливанской границы до Порт-Саида. "Фантомы" не смогли помешать МиГам. Израильская сторона сделала вывод, что этот полет представлял собой "разведку боем". Советская сторона убедилась в реальной боевой обстановке, что достать МиГ-25, летящий на высоте 24 км со скоростью М= 2,5, не может никто.

Оглавление