Оглавление

Израильтяне точно знали, кто летал на разведчиках, и чьим ВВС принадлежали самолеты; в октябре Израиль официально заявил: "Советские самолеты пилотируют советские летчики". В то же время египетские газеты неоднократно писали, что на Х-500 летают египетские летчики, а на вооружении ВВС страны находится до двух эскадрилий таких самолетов (например, газета "Аль-Ахрам" от 15 мая 1972 г.).

После успешного выполнения "разведки боем" израильтяне переполошились: дело в том, что разведка установила наличие в составе 63-го отряда разведчиков-бомбардировщиков; бомбы на Тель-Авив могли посыпаться в любой момент, и, как теперь выяснилось, способа предотвратить вероятные налеты не существовало. Израильская ПВО нашла единственный и далеко не адекватный ответ: после 10 октября на нескольких авиабазах на постоянное боевое дежурство поставили "Фантомы" с предельно малым запасом топлива и вооружением, уменьшенным до двух ракет "Спэрроу". До предела облегченный "Фантом" с небольшой долей вероятности теоретически мог перехватить МиГ-25, запустив ракеты по баллистической траектории. Самое интересное, что командование ВВС Израиля так оценило это дежурство - "легко вооруженные самолеты "Фантом" в сочетании с хорошей подготовкой летчиков могли бы оказывать достаточное сопротивление любым самолетам противника, кроме самолета "Foxbat".

В преддверии "красного дня календаря" - 6 ноября - пара разведчиков появилась в 11 часов 15 минут местного времени со стороны Средиземного моря и пересекла Синайский полуостров. На перехват пары взлетело несколько "Фантомов" с различных аэродромов, но безрезультатно - МиГи спокойно ушли в Египет. 7 ноября в Кнессете (израильском парламенте) министр обороны Моше Даян впервые сообщил о разведывательных полетах скоростных высотных самолетов над Израилем. Даян заявил, что если в дальнейшем подобные полеты в израильском воздушном пространстве будут продолжаться, то самолеты, пилотируемые советскими летчиками будут сбиваться самым решительным образом; чем они будут сбиваться Даян уточнять почему-то не стал.

Шоком для всего населения Израиля стала публикация в "Джерусалим Пост" от 17 мая 1972 г. Впервые израильская пресса признала, что над страной свободно летают арабские самолеты, а ПВО не может их достать. Израилю же ничего не остается, как раз за разом заявлять протест в ООН по поводу нарушения воздушного пространства суверенного государства. Летчики МиГов взяли реванш у американцев, долгое время безнаказанно, летавших в 50-е годы на U-2 над Советским Союзом!

Почему у американцев, а не у евреев? Так ведь советским самолетам противостояла заокеанская техника. Разведывательные полеты МиГов над Синаем, а затем и над самим Израилем продолжались до марта 1972 г., всего по данным, опубликованным в отечественной печати, выполнено 20 полетов. (Примечание: по данным, опубликованным в западной прессе, последний разведывательный полет над Синайским полуостровом МиГ-25Р совершили 16 мая, а общее количество полетов - меньше. В Советский Союз, согласно западным данным, самолеты отправлены в июле 1972 г.)

Поставленную задачу личный состав 63-го ОАО выполнил полностью. В апреле летчики, техники и самолеты вернулись в Союз. В печати высказывалось мнение, что самолеты отозваны в СССР из-за возможного появления у Израиля высотных ЗРК "Найк-Геркулес" - единственного западного оружия, в принципе, способного сбить МиГ-25Р на боевом режиме. ЗРК эти, евреи так и не получили, а спустя много лет в английском журнале "Уорлд Эйр Пауэр" появилась интересная информация относительно противостояния советского самолета и американского ракетного комплекса. Оказалось, что помехи, создаваемые аппаратурой РЭБ, установленной на разведчиках, делали невозможным наведение ракет "Найк-Геркулес", и последние могли поразить "скоростную высотную" цель только в неуправляемом режиме при пуске по баллистической траектории. Вероятность поражения МиГ-25Р при подобном запуске близка к нулю.

С полетами МиГ-25 над Израилем связана одна из легенд об этом самолете. Известно, что абсолютный мировой рекорд скорости принадлежит американскому разведчику SR-71, в то же время Книга рекордов Гиннеса в качестве самого быстрого самолета в мире назвала "Foxbat", а в ряде авиационных справочников указывалось, что этот самолет может развивать скорость М=3,5. "Ноги" у этой истории по-видимому растут из Израиля. Все полеты разведчиков отслеживались самым тщательным образом, изображение на экране РЛС во время прохода МиГов фиксировалось на кинопленку, и при расшифровке одной из записей якобы было зафиксировано световое пятно, перемещавшееся со скоростью более 3 Махов. В нашей стране (уже после введения гласности) возможность полета МиГ-25 с тройной скоростью звука, по крайней мере, не подтверждалась. Однако В. Гордиенко на страницах журнала "Крылья Родины" вспоминал, что Бежевец все-таки выскочил за три М, после чего припертый данными объективного контроля долго оправдывался: "... и на этом Махе ее (машину, МиГ-25) подгонял бы, когда по тебе ракету пускают". Известно, что израильтяне пытались завалить разведчик, пуская по нему "Спэрроу" под углом 45°, может как раз от такой ракеты и "убегал" за три Маха полковник Бежевец?

Успешное применение МиГ-25 на Ближнем Востоке резко подняло, как теперь модно выражаться, рейтинг самолета и способствовало его официальному принятию на вооружение. Запад же получил дополнительную информацию о советском суперсамолете, что позволило в 1973 г. министру ВВС США Роберту С. Сименсу заявить: "Foxbat", вероятно, является лучшим серийным истребителем-перехватчиком в мире!"

"Второе пришествие" скоростных высотных разведчиков в Египет состоялось 1973 г., непосредственно после окончания войны Судного Дня. В октябре 1973 г. израильская ПВО зафиксировала скоростную высотную цель, пролетевшую над Тель-Авивом. В 1973 г. МиГ-25Р, пилотировавшиеся советскими летчиками, летали также с иракских аэродромов, причем не только над Израилем. Пролеты разведчиков фиксировали ПВО Турции и Ирана. Невозможность сбить МиГ-25Р заставила шаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви обратиться в США с просьбой о продаже истребителей F-14, вооруженных ракетами AIM-54 "Феникс", способных бороться с советскими разведчиками.

Крайне мало известно о действиях разведчиков, пилотируемых советскими летчиками с ливийских авиабаз. В 1978 г. журнал "Флайт" писал, что пять МиГ-25Р базировались в Ливии с начала 1977 г. и вели разведку перемещений кораблей НАТО в акватории Средиземного моря. Эту же информацию подтвердил справочник по ВВС стран мира, изданный в Англии в 1999 ("Аэроспейс Энциклопедия оф Уорлд Эйр Форс"), уточнив, что разведчики выполняли полеты с авиабазы Окха-бен-Нафи. Передислокация самолетов в Ливию была связана с изменением политического курса президента Садата, "попросившего" покинуть Египет всех советских военных советников.

Оглавление