Изделие "56" с плоскими несущими мотогондолами
Когда шли работы по М-56, командование ВВС выдвинуло свои предложения по перспективам развития авиационной и ракетной техники и развертыванию научно-технических работ на 1959-1960 годы. Первый этап развития стратегических ударных средств ВВС предусматривал создание и внедрение крылатых ракет с М=2,5-4,0 и бомбардировочных систем с М=2,5-3,0 (крылатые ракеты Ту-121, "Буря", "Буран", бомбардировочная система М-56). Второй этап предполагал разработку гиперзвуковых планирующих или инерционно-аэродинамических крылатых ракет и бомбардировочных систем с крейсерскими скоростями полета, превышающими М=3. Предусматривалась разработка и новых конструкционных материалов, видов топлива, а также перспективных типов двигателей, включая создание ядерных силовых установок для сверхзвуковых самолетов и ракет. Помимо традиционных стратегических авиационных систем, ВВС считали целесообразным проработать маловысотную (250-600 м) межконтинентальную бомбардировочную систему с подскоком в районе цели до 16000-17000 м с ядерной силовой установкой и вооруженную управляемыми ракетами с дальностью полета 500-1000 км. В рамках этих предложений в ОКБ-23 под руководством Л.Л. Селякова в июле 1959 года был подготовлен предварительный проект стратегической авиационной системы М-57, являвшийся дальнейшим развитием идей, заложенных в проект М-56. Предварительные прикидки говорили, что имеется возможность получить самолет с площадью крыла 400 м2 и массовой отдачей по топливу 70,2%. Согласно проекта самолет М-57 должен был выполняться по схеме "летающего крыла" (имелся вариант с ПГО). Расчетная площадь треугольного крыла с углом стреловидности по передней кромке 75" в окончательном варианте определилась в 400 м2, расчетное крейсерское аэродинамическое качество на сверхзвуковом режиме находилось в пределах 5,9-6,2. Взлетная масса достигала 250 тонн, при этом массовая отдача по топливу достигала 72,0%. Силовая установка должна была состоять из шести двигателей НК-11 (взлетная тяга 25000-26000 кгс, удельный расход топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме 2,12 кг/кгс×час). Крейсерская сверхзвуковая скорость полета М-57 должна была соответствовать М=3,6, а потолок над целью достигать 26000 м. Вооружение самолета должно было состоять из ракет типа Х-22, Планировалось начать летные испытания самолета в 1963 году. Как и в случае с М-56, все работы над проектом были прекращены в начале 60-х годов,
Изделие 56 с одной плоской мотогондолой, расположенной под крылом