Оглавление

В постановлении №867-403 по созданию стратегической системы М-56, одним из пунктов ОКБ-156 предлагалось проработать проект авиационно-ракетной стратегической системы на базе самолета-носителя Ту-95.

Проект по ОКБ-156 получил обозначение самолет "135" (Ту-135 или Ту-95С) и представлял самолет-носитель ТУ-95С с крылатым управляемым снарядом большой дальности. В качество управляемого снаряда предполагалось использовать беспилотный вариант подвесного ударного самолета "СР" ОКБ П.В. Цыбина, получивший проектное обозначение С-30 (система Ту-95С-30), или с использованием в качестве подвески одного из проектов ОКБ-156 беспилотных самолетов "100" или "113". Дальность действия ударной системы оговаривалась 8500-9000 км, рубеж пуска самолета-снаряда - 3500-4000 км, крейсерская скорость самолета-носителя 700-800 км/ч и практический потолок - 11000-12000 м. Самолет-снаряд должен был иметь крейсерскую скорость, соответствующую М=2,5-2,7, и высоту полета - 18000-24000 м. Эскизный проект системы необходимо было представить на утверждение в ВВС и в ГКАТ во втором квартале 1959 года, летные испытания системы должны были начаться в первом полугодии 1961 года. Работы по теме не вышли из стадии технического предложения. Одновременно под тем же шифром самолет "135" в ОКБ-156 начались инициативные работы по стратегической ударной авиационной системе, близкой по своим проектным параметрам к М-56.

Работы по теме "135" проводились в отделе Техпроектов под руководством С.М. Егера. До осени I960 года работы по теме "135" не выходили за рамки поисковых исследований, было подготовлено несколько предварительных проектов стратегического сверхзвукового самолета, в основном повторявших варианты проектов по американскому В-70. Работы по теме активизировались с осени 1960 года. 3 октября I960 года вышло Постановление Совета Министров СССР №1057-437, согласно которому:
-   ОКБ В.М. Мясищева передавалось в качестве филиала в ОКБ В.Н. Челомея и освобождалось от проектирования и разработки сверхзвукового самолета-носителя М-56, вопрос по проектам М-50, М-52 и "РСР" должен был быть решен дополнительно;
-  ОКБ А.Н. Туполева, в связи с прекращением работ по М-56, должно было в 3-х месячный срок дать предложения по созданию дальнего сверхзвукового самолета-носителя и дальнего сверхзвукового самолета-разведчика с рассмотрением возможности серийной постройки их на заводе №22 в Казани.

Работы по самолету Ту-135 - уже другая история, рассказанная ниже в статье "Самолеты ОКБ им.Туполева"...

Основные проектные данные самолетов М-56, Ту-135 и данные по испытаниям ХВ-70А

М-56

Ту-135

ХВ-70А

тип и число двигателей

6 х ВК-15

4 х НК-6

6 х J93

максимальная взлетная тяга, кгс

-

4 х 23500

6 х 14060

длина самолета, м

-

50,7

57,61

размах крыла, м

-

34,8

32,0

высота самолета, м

-

10,7

9,14

площадь крыла, кв.м

450

417

585

взлетная масса, т

185-250

175-230

205-244

максимальная скорость, км/ч

3200

3000

3218

крейсерская скорость, км/ч

2650

2650

-

практический потолок, м

24000-25000

19000-22000

21325

практическая дальность полета на сверхзвуке с одной термоядерной бомбой, км

8000-10000

7800-10000

12000

практическая радиус действия с ракетой Х-22, км

4500-5500

4400

длина разбега, м

2000-2500

1800

1500-1800

Оглавление