В постановлении №867-403 по созданию стратегической системы М-56, одним из пунктов ОКБ-156 предлагалось проработать проект авиационно-ракетной стратегической системы на базе самолета-носителя Ту-95.
Проект по ОКБ-156 получил обозначение самолет "135" (Ту-135 или Ту-95С) и представлял самолет-носитель ТУ-95С с крылатым управляемым снарядом большой дальности. В качество управляемого снаряда предполагалось использовать беспилотный вариант подвесного ударного самолета "СР" ОКБ П.В. Цыбина, получивший проектное обозначение С-30 (система Ту-95С-30), или с использованием в качестве подвески одного из проектов ОКБ-156 беспилотных самолетов "100" или "113". Дальность действия ударной системы оговаривалась 8500-9000 км, рубеж пуска самолета-снаряда - 3500-4000 км, крейсерская скорость самолета-носителя 700-800 км/ч и практический потолок - 11000-12000 м. Самолет-снаряд должен был иметь крейсерскую скорость, соответствующую М=2,5-2,7, и высоту полета - 18000-24000 м. Эскизный проект системы необходимо было представить на утверждение в ВВС и в ГКАТ во втором квартале 1959 года, летные испытания системы должны были начаться в первом полугодии 1961 года. Работы по теме не вышли из стадии технического предложения. Одновременно под тем же шифром самолет "135" в ОКБ-156 начались инициативные работы по стратегической ударной авиационной системе, близкой по своим проектным параметрам к М-56.
Работы по теме "135" проводились в отделе Техпроектов под руководством С.М. Егера. До осени I960 года работы по теме "135" не выходили за рамки поисковых исследований, было подготовлено несколько предварительных проектов стратегического сверхзвукового самолета, в основном повторявших варианты проектов по американскому В-70. Работы по теме активизировались с осени 1960 года. 3 октября I960 года вышло Постановление Совета Министров СССР №1057-437, согласно которому:
- ОКБ В.М. Мясищева передавалось в качестве филиала в ОКБ В.Н. Челомея и освобождалось от проектирования и разработки сверхзвукового самолета-носителя М-56, вопрос по проектам М-50, М-52 и "РСР" должен был быть решен дополнительно;
- ОКБ А.Н. Туполева, в связи с прекращением работ по М-56, должно было в 3-х месячный срок дать предложения по созданию дальнего сверхзвукового самолета-носителя
и дальнего сверхзвукового самолета-разведчика с рассмотрением возможности серийной постройки их на заводе №22 в Казани.
Работы по самолету Ту-135 - уже другая история, рассказанная ниже в статье "Самолеты ОКБ им.Туполева"...
Основные проектные данные самолетов М-56, Ту-135 и данные по испытаниям ХВ-70А
М-56 |
Ту-135 |
ХВ-70А |
|
тип и число двигателей |
6 х ВК-15 |
4 х НК-6 |
6 х J93 |
максимальная взлетная тяга, кгс |
- |
4 х 23500 |
6 х 14060 |
длина самолета, м |
- |
50,7 |
57,61 |
размах крыла, м |
- |
34,8 |
32,0 |
высота самолета, м |
- |
10,7 |
9,14 |
площадь крыла, кв.м |
450 |
417 |
585 |
взлетная масса, т |
185-250 |
175-230 |
205-244 |
максимальная скорость, км/ч |
3200 |
3000 |
3218 |
крейсерская скорость, км/ч |
2650 |
2650 |
- |
практический потолок, м |
24000-25000 |
19000-22000 |
21325 |
практическая дальность полета на сверхзвуке с одной термоядерной бомбой, км |
8000-10000 |
7800-10000 |
12000 |
практическая радиус действия с ракетой Х-22, км |
4500-5500 |
4400 |
|
длина разбега, м |
2000-2500 |
1800 |
1500-1800 |