Оглавление

P80ShuSt022.jpg

Обломки "Серого привидения", привезенные на авиабазу Мюрок

P80ShuSt023.jpg

Испытания прямоточных двигателей на Р-80 А

P80ShuSt024.jpg

Флотский Р-80А стартует с катапульты авианосца "Франклин Рузвельт"

Первый ХР-80А был разбит 20 марта 1945 года из-за разрушения двигателя - у самолета просто срезало хвост, но летчик-испытатель Тони Левьер успел покинуть его с парашютом. Чтобы исследовать причину аварии, в течение года (!) искали разрушившийся диск турбины и нашли в 10 километрах от трассы полета самолета! Второй ХР-80А позже использовался для испытаний двигателя Вестингхауз J34 с осевым компрессором, создаваемого для истребителя ХР-90.

10 марта 1944 г. было заказано 13 YP-80A установочной партии (номера 44-83023/83035). В целом они не отличались от ХР-80А. На них ставились двигатели Дженерал  Электрик I-40, позже получившие обозначения J-33-GE-9 и -11. Вооружение состояло из шести 12,7-мм пулеметов в носовой части фюзеляжа.

Армейские ВВС США также хотели получить на базе Р-80 фоторазведчик и 23 сентября 1944 г заказали второй самолет установочной партии YP-80 № 44-83024 в варианте невооруженного разведчика. Самолет получил обозначение XF-14, где литера "F" до 1948 г. означала "фоторазведчик". При переделки в XF-14 с самолета сняли пулеметы и установили несколько фотокамер. Однако уже 6 декабря 1944 г XF-14 столкнулся в воздухе с другим самолетом и был разбит.

Заводские испытания YP-80A начались 13 сентября 1944 г., и очень неудачно: третий YP-80A (№ 44-83025) был разбит в первом же своем полете 20 октября 1944 г., погребя под своими обломками известного летчика и первого пилота "Шутинга" Мило Беркэма. Несмотря на потерю третьего YP-80, четыре других самолета были направлены на войсковые испытания в Европу. Там планировалось выработать приемлемую тактику применения Р-80, особенно в боях с немецкими реактивными истребителями. YP-80A № 44-83026 и № 44-83027 были отгружены в Европу в середине декабря 1944 г. Но № 44-83026 был разбит в своем втором же полете над Англией. Пилот погиб. Второй же № 44-83027 был на Роллс-Ройсе переделан для испытания двигателя В-41 - опытного варианта будущего двигателя "Нин". 14 ноября 1945 г. и он был разбит после отказа двигателя. Два других - №№ 44-83028/ 83029 - были направлены на Средиземное море. Там они совершили по несколько боевых вылетов, но врага в воздухе не встретили. Оба самолета успешно отслужили в Европе, но после возвращения в США один из них был разбит 2 августа 1945 г. Второй позже применялся в качестве беспилотной мишени.

Оставшиеся девять YP-80A использовались для различных целей, включая войсковые испытания. Первый YP-80А получил специальное приборное оборудование и использовался NACA на Моффет-филд в Калифорнии для исследований высоких скоростей на пикировании. Десятый, одиннадцатый и двенадцатый YP-80A были поставлены в 31-ю истребительную эскадрилью 412-й группы на Бэкерс-филд -муниципальном аэродроме в Калифорнии для войсковых испытаний.

Заказ на первую партию серийных Р-80А был выдан 4 апреля 1944 г. - всего по 500 самолетов в двух сериях. В июне 1945 г. был сделан дополнительный заказ на 2500 Р-80А. Однако сразу после окончания войны второй контракт был аннулирован, а первый - сокращен до 917 машин.

Первые 345 самолетов по этому контракту (серийные номера 44-84992/ 85336) получили обозначение Р-80А-1-LO. Некоторые из них имели турбореактивный двигатель Дженерал Электрик J33-GE-11 тягой 1748 кг - серийный вариант двигателя I-40, стоявшего на ХР-80А и YP-80A. На другие ставились двигатели Аллисон J33-A-9 - тот же мотор, но производства "Аллисон дивижн", входящей в "Дженерал моторс корп.".

Следующие 218 самолетов (44-85337/85941 и 45-8301/8362) серии Р-80A-5-LO получили более мощный двигатель Аллисон J33-A-17 тягой до 1816 кг. Позже самолеты первой серии были также переоснащены на эти моторы.

P80ShuSt025.jpg

Р-80А-1

Оглавление