Оглавление

Российские предложения на рынке модернизации боевых самолетов

Н. Новичков, Л. Милованова, В. Шварев

С текущего года начал выходить в свет новый российский ежемесячный информационно-аналитический журнал "Рынки вооружения". С любезного разрешения редакции мы имеем возможность представить вашему вниманию одну из статей нового журнала. ("Рынки вооружений", том 1, №6, стр. 10-16)

RuPlMod001.jpg

В настоящее время в большинстве стран, переживающих экономические трудности, принят путь эволюционного переоснащения ВС. Поддержание требуемой боеспособности частей и подразделений ВВС обеспечивается главным образом за счет модернизации авиационной техники (AT). Это тем более рационально, поскольку проводимая в настоящее время модернизация AT (прежде всего БРЭО и вооружения) дает многократное увеличение боевой эффективности AT при относительно низких затратах.

Особое значение для России имеет рынок модернизации AT в странах Центральной и Восточной Европы. Рынок военной AT стран ЦВЕ до начала 90-х гг. был традиционно связан с российскими поставками. В период 1970-1994 гг. вначале СССР, а затем Россией было поставлено только боевых самолетов и вертолетов около 2100 единиц.

На вооружении стран ЦВЕ состоят самолеты МиГ-21 и МиГ-23 различных модификаций, МиГ-29, Су-22 и вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-17 и Ми-24. Все они относятся к авиакомплексам 2-го и 3-го поколений (за исключением МиГ-29) и не в полной мере соответствуют современным требованиям в части технического совершенства БРЭО.

РОССИЙСКИЕ ВОЕННЫЕ САМОЛЕТЫ, СОСТОЯЩИЕ НА ВООРУЖЕНИИ ВВС РАЗЛИЧНЫХ СТРАН И ПРИГОДНЫЕ К МОДЕРНИЗАЦИИ*
Тип Кол-во Потенциал модернизации
МиГ-21 2099 480 (23%)
МиГ-27 900 180 (20%)
МиГ-29 389 150 (39%)
МиГ-25 143 14 (10%)
Су-17/20/22 600 120 (20%)
Су-25 155 26 (t7%)
Су-24 62 40 (65%)
Всего 4348 1010 (23%)

Примечание. * Исключая бывшие республики СССР и не учитывая более ранние типы

БОЕВЫЕ И УЧЕБНО-БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТРАНАХ ЦВЕ
Самолеты МиГ-21 МиГ-23 МиГ-29 Су-22 Су-25
Страна
Болгария 41 (84) 49 (73) 22 (21) 21 (24) 39 (6)
Венгрия 48 (26) (3) 28 (27) - -
Германия - - 23 (18) - -
Польша 216 (211) 36 (10) 22 (22) 99 (87) -
Румыния 112 (121) 30 (28) 18 (8) - -
Словакия 16 (57) - 12 (29) 20 (28) 12 (12)
Хорватия 35 (28) - - - -
Чехия 60 (40) 22 (17) - 23 (32) 25 (23)
Югославия 60 (35) - 16 (13) - -
Итого 588 (602) 137 (131) 141 (138) 163 (163) 76 (41)

Результаты комплексного военно-экономического анализа с учетом реальных финансово-экономических возможностей стран Восточной Европы показывают, что приоритетным направлением развития рынка AT для них является модернизация парка боевой авиации. Это тем более справедливо, что в одночасье отказаться от состоящей на вооружении авиатехники невозможно.

Приоритетность направления развития рынка услуг, связанного с модернизацией боевой авиации, объясняется следующим:
-  основные мероприятия по модернизации техники могут быть реализованы в ближайшие 2-3 года;
-  модернизированные боевые авиационные комплексы (БАК) будут отвечать современным требованиям, их боевая эффективность станет сопоставимой с эффективностью самолетов 4-го поколения, а по некоторым показателям модернизированные ДА будут превосходить самолеты 4-го поколения;
-  общие затраты на ОКР и модернизацию парка боевой авиации каждой страны в 7-8 раз ниже, чем затраты, потребные для закупки самолетов F-16, и почти в 12 раз - для самолетов "Мираж-2000";
-  переориентация стран ЦВЕ на западные поставки потребует от них дополнительных, и весьма значительных валютных средств на создание новой военной авиационной инфраструктуры (системы боевого управления и связи, эксплуатации и ремонта, обучения летного и технического состава и др.). Эти расходы могут составить величину порядка 100% от затрат на закупку и эксплуатацию группировки самолетов;
-  для снижения расходов на модернизацию может быть использована существующая в странах ЦВЕ сеть авиаремонтных заводов. В тоже время при переориентации на Запад возникает проблема с их перестройкой и поиском дополнительных денежных средств на переоборудование заводов.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ МИГ-21

Истребитель МиГ-21 является наиболее распространенным боевым самолетом в мире. Всего в мире выпущено более 12 тыс. машин. В настоящее время на вооружении различных стран находится около 6000 самолетов семейства МиГ-21, из которых более трети составляют машины последней модификации МиГ-21бис, выпускавшиеся с 1972 г. Хотя они морально устарели, многие из них не выработали свой летный ресурс даже на 50% и при модернизации авионики и вооружения могут составить конкуренцию истребителям четвертого поколения F-16, F-15 и "Мираж-2000". Стоимость модернизации одного МиГ-21 обходится в несколько раз дешевле закупки устаревшего F-16, которые предлагаются на мировом рынке США.

Оглавление