Оглавление

В качестве примера можно привести предложения по модернизации самолетов МиГ-21бис в вариант МиГ-21-93.

Ключевыми направлениями модернизации самолетов МиГ-21 бис являются:
-  замена морально устаревшего БРЭО на новое, способное обеспечить применение современного и перспективного ВТО;
-  оснащение самолетов современными управляемыми средствами поражения классов "воздух - воздух", "воздух - поверхность , противорадиолокационными ракетами (ПРР) и др.;
-  установка на борту новых средств защиты самолета;
-  увеличение ресурса планера до 40 лет.

На самолете устанавливается БРЛС "Копье" корпорации "Фазотрон-НИИР". Она способна обнаруживать и сопровождать до 8 целей с дальности 57 км и обстреливать одновременно две из них. Режим картографирования с высоким разрешением обеспечивает разведку местности, распознавание радиоконтрастных наземных и надводных целей и их уничтожение управляемым и неуправляемым оружием. БРЛС "Копье" обеспечивает применение:
-  УР класса "воздух - воздух" средней дальности РВВ-АЕ, Р-27;
-  УР класса "воздух - воздух" малой дальности Р-60 (Р-60М), Р-73;
-  ПРР Х-25МП;
-  корректируемых авиабомб КАБ-500КР и др.

В результате модернизации МиГ-21 бис будет способен:
-  уничтожать воздушные цели днем и ночью, в свободном пространстве и на фоне земли, на средней дальности и в ближнем бою, при атаке в переднюю и заднюю полусферы цели, в условиях организованного радиопротиводействия;
-  поражать аэродромы, наземные сооружения, мосты и корабли противника с помощью корректируемых авиабомб, а также с применением НУРС, фугасных авиабомб и пушек;
-  поражать действующие наземные и корабельные РЛС и ЗРК противника.

Боевая эффективность самолета увеличится при:
-  действиях по воздушным целям не менее, чем в 8 раз;
-  действиях по наземным целям не менее, чем в 3 раза.

При этом боевая экономичность модернизированного самолета МиГ-21 бис (соотношение боевого потенциала и стоимости) будет в 7-8 раз выше, чем у F-16A.

На сегодняшний день на рынке модернизации МиГ-21бис наиболее активно действуют израильские и российские фирмы. "Израэль эйркрафт индастри" (IAI) и "Элбит" совместно с румынской "Аэростар" получили контракт на модернизацию 100 румынских МиГов в вариант МиГ-21-2000 (стоимость контракта 300 млн. дол).

Авиапромышленность Израиля уже модернизировала десятки МиГ-21 для Замбии и Эфиопии в обмен на приобретение у них крупной партии бывших в эксплуатации самолетов этого типа по бросовым ценам: они использовались как источник запасных частей. Налажено также и собственное производство запчастей по имеющимся образцам.

Израиль модернизировал девять МиГ-21 для Камбоджи и ведет переговоры с рядом других стран. Однако израильские фирмы имеют ограниченные возможности по модернизации МиГ-21 на ближневосточном рынке и в Северной Африке. Многие страны, обладающие большими парками МиГ-21, являются для Израиля потенциальными противниками (Сирия, Ливия, Алжир и др.). Тем не менее Израиль рассчитывает модернизировать до 500 истребителей семейства МиГ в странах Африки, Восточной Европы и ЮВА.

Следует отметить, что по сравнению с израильскими вариантами эффективность МиГ-21-93 в ближнем воздушном бою выше на 20%, в дальнем воздушном бою - на 90%, и при действии по наземным и надводным целям - на 60%.

Крупнейшим для России в этой сфере стал контракт стоимостью 340 млн. дол. на модернизацию 125 МиГ-21бис ВВС Индии в вариант МиГ-21-93. ВВС Индии получили в конце 2000 г. первые два модернизированных в России истребителя МиГ-21бис. К ноябрю 2000 г. два опытных истребителя Миг-21-93 выполнили все 110 зачетных полетов, завершив программу летных испытаний по контракту с Индией. В число зачетных испытаний МиГ-21-93 вошли стрельбы тепловыми ракетами Р-73, стрельба из пушки, пуски НУРС. На полигоне в Ахтубинске были проведены реальные сбросы корректируемых авиабомб КАБ-500 и боевые стрельбы ракетами "воздух-воздух" РВВ-АЕ с активной ГСН.

Получение двух МиГ-21-93 стало первым этапом выполнения подписанного в марте 1996 г. контракта на модернизацию самолетов МиГ-21бис. Работы по модернизации оставшихся 123 истребителей этого типа в вариант МиГ-21-93 будут проходить на предприятиях "Хиндустан аэронотикс" в городе Насике.

В 2000 г. в Индию были поставлены 36 полных комплектов оборудования для модернизации МиГ-21бис. Большую часть связанных с этим расходов финансирует госкомпания "Рособоронэкспорт". В поставляемое оборудование входит новейшая БРЛС "Копье".

Использование российского оборудования позволит модернизировать в Индии первую партию из шести истребителей МиГ-21 бис к середине 2001 года. Завершение выполняемой совместно с Россией программы переоснащения всех 125 самолетов этого типа в составе индийских ВВС даст возможность продлить срок их эксплуатации до 2015 года.

РСК "МиГ" располагает возможностями снижения эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) истребителей МиГ-21 бис за счет их покрытия радиопоглощающим материалом.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ МИГ-29

Истребители Ми Г-29 начали поступать на вооружение с 1983 года. К середине 1996 года СССР/Россией было произведено более 1300 машин этого типа, около 1000 из которых состоят на вооружении ВВС 23 стран мира. Без учета России и стран СНГ около 300-320 МиГ-29 находятся на вооружении ВВС 16 стран Европы, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки. Большая часть этих самолетов выпущена в ранних модификациях, оптимизированных для задач воздушного боя, и не предназначается для ведения ударных операций по наземным целям. Эти самолеты можно модернизировать, обеспечив им многофункциональность действия, поскольку изначально в конструкцию МиГ-29 были заложены возможности непрерывной модернизации по мере появления нового вооружения, БРЭО, двигателей.

РСК "МиГ" сформировала облик и программу модернизации истребителя МиГ-29, который может экспортироваться как минимум до 2015 года. Еще более длительным может быть срок эксплуатации этого самолета в России и тех государствах, где он стоит на вооружении. В настоящее время РСК "МиГ" имеет технологии, которые позволяют продлить рабочий ресурс самолета до 30 лет и иметь налет 6000 часов.

Реализация технологий по продлению срока эксплуатации истребителей 4-го поколения в настоящее время чрезвычайно актуальна для России. Несмотря на то, что сегодня предпринимаются определенные шаги в направлении "раскрутки" программы истребителя 5-го поколения, ставка делается на продление срока службы истребителей поколения 4 и 4+. На авиасалоне ИЛА-2000 РСК "МиГ" совместно с компанией "Росвооружение" и российско-германским СП МАПС (ДАЗА - 50% капитала, "МиГ" - 34% и "Росвооружение" - 16%) представила 4 варианта модернизации МиГ-29.

Нулевой вариант - это адаптация МиГ-29 к стандартам НАТО и ИКАО. Партнер РСК "МиГ" - немецкая фирма ДАЗА может самостоятельно проводить такие работы. В 1995 году лицензионная документация была передана немецкой стороне и может использоваться ею без всяких ограничений. В конечном счете это обстоятельство ограничило степень российского участия в этих работах. Однако в этом варианте РСК "МиГ" обеспечивает весь набор работ, связанных с логистикой, продлением ресурса, ремонтом, повышением транспортных характеристик за счет дозаправки, подвесных баков, увеличением внутреннего запаса топлива.

Первый вариант модернизации - МиГ-29СМ. В нем расширена номенклатура оружия за счет введения ракет РВВ-АЕ с активной радиолокационной ГСН и средств поражения "воздух -земля" с телевизионным управлением.

Второй вариант - МиГ-29СМТ-1 предусматривает переход на более широкую номенклатуру авиационных средств поражения "воздух - поверхность", доработку базовой БРЛС, увеличение внутреннего запаса топлива и дальности полета до 3000 км. В кабине используется новый облик информационно-управляющего поля и новая вычислительная среда.

Третий вариант - МиГ-29СМТ-2, отличается от СМТ-1 только установкой новой БРЛС "Жук-М" с щелевой антенной решеткой. Базовое ядро информационно-управляющего поля - аналогичное с вариантом СМТ-1. Все три последних варианта максимально унифицированы для сокращения затрат на ОКР.

Оглавление