Единственный "длиннохвостый" SR-71А, оснащенный отклоняемым при посадке хвостовым конусом
Вообще, "электронная начинка" "Черных птиц" является шедевром и заслуживает высочайшей оценки. Инерциальная навигационная система и сегодня, спустя почти сорок лет после разработки, сделает честь многим самолетам. Гарантированный уход ИНС составлял не более одной мили (1852 м) в час, фактический — полмили. Чтобы оценить эту величину можно вспомнить о скандале начала 90-х годов. Тогда Международная организация гражданской авиации (ICAO) ввела обязательное требование к воздушным судам, пользующимся международными трассами - уход ИНС должен составлять не более мили в час. Оказалось, что почти все советские гражданские самолеты трассами пользоваться не могут по причине невыполнения данного требования. Вернемся, однако, к нашим баранам, то бишь — к А-12 и прочим SR'aм. Навигационная система А-12 послужила прообразом бортового комплекса военно-транспортного самолета С-5А "Гэлэкси". Нашли свое продолжение СУО и ракеты истребителя YF-12 — на их основе разработан комплекс вооружения палубного истребителя F-14 "Томкэт", который долгое время считался самым совершенным в мире. А вот компоновка А-12 развития не получила. Как воспринимался самолет летающей экзотикой, так и воспринимается.
С точки зрения назначения - А-12 и SR-71 являются выдающимися самолетами-разведчиками, но и здесь есть свои "подводные камни". ЦРУшники просили только разведчик, но сам Джонсон изначально думал на основе базовой конструкции делать разведчик, истребитель и ударный самолет. Замысел оказался невыполнимым. Для истребителя А-12 самолет имел слишком "хлипкую" конструкцию, при выполнении не самого сложного пилотажа машина просто могла разложиться на составляющие. Место же скоростного высотного перехватчика с успехом заняли самолеты ДРЛОиУ, работающие вместе с обычными перехватчиками. До постройки ударного самолета дело вообще не дошло.
Самое интересное - "Черные птицы" вовсе не уникальны. Существует в мире семейство гораздо более удачных машин абсолютно "симметричных" по концепции разработки и абсолютно не похожих на А-12. Речь идет о МиГ-25. Вот он — высотный скоростной разведчик, истребитель-перехватчик и бомбардировщик в "одном флаконе", то есть созданный на основе единой базовой конструкции. Разработка МиГа велась практически параллельно с проектированием А-12, предусматривались такие же модификации - "несбиваемый" разведчик, перехватчик, самолет для нанесения ударов по наземным целям; проектировался даже вариант со сбрасываемым беспилотным разведчиком — налицо полная аналогия. Конструкторы микояновской фирмы, по существу отказались всего от двух "фенечек" - малозаметности и крейсерской скорости в три Маха. В результате получился один из лучших боевых авиационных комплексов XX века! "Черные птицы" так и остались "штучными", безумно сложными в эксплуатации самолетами, а МиГ растиражировали в сотнях экземплярах. Внешний облик МиГа — это уже не экзотика, скорее — обыденность, но за этой обыденностью стоит гениальное компоновочное решение. Компоновка "25-го" стала классикой, достаточно взглянуть на те же F-14, F-15, F-18, МиГ-29, Су-27. Боевая эффективность МиГ-25 многократно проверена в военных конфликтах. Да, "25-е", в отличии от SR-71, неоднократно сбивали. Но ни разу МиГ не был уничтожен на высоте больше 20 км со скоростью М>2,5. Что же касается несбиваемости, то оба самолета, советский и американский, успешно летали над странами Ближнего Востока, абсолютно наплевав на все средства ПВО, пытавшиеся их достать. Пожалуй, одним из немногих преимуществ американского разведчика над МиГом являлась система дозаправки в воздухе, которая позволяла экипажам SR-71 выполнять полеты над любой точкой земного шара, действуя с одной авиабазы на территории США. Организация полетов МиГ-25 над Израилем потребовала организации специальной операции с привлечением сотен, если не тысяч людей. Впрочем, отсутствие на МиГе системы дозаправки в конкретных условиях СССР, вполне обосновано. Во первых, в ВВС не имелось достаточного количества заправщиков, а во-вторых — Советский Союз никогда не мог сравниться с США по количеству зарубежных баз, на которых могли бы дежурить воздушные танкеры при осуществлении программы глобальной стратегической разведки. И все же при всех своих недостатках, самолеты серии A-12/YF-12/SR-71 стали выдающимся достижением мирового авиастроения и заслуженно "прописались" в Истории авиации.
Описание конструкции самолета SR-71A
Самолет выполнен по схеме бесхвостка по интегральной схеме с крылом, плавно сопрягающимся с фюзеляжем и двухкилевым вертикальным оперением.
Основной конструкционный материал планера самолета — титановый сплав В-120. Створки эжекторных сопел двигателя изготовлены из сплава Хастеллой X, узлы крепления основных сопел — из сплава Рене 41. Все воздуховоды системы кондиционирования выполнены из алюминиевых сплавов, а магистрали гидросистемы — из стали.
Сине-черная окраска планера способствует уменьшению аэродинамического нагрева конструкции за счет увеличения теплоизлучающей способности планера на 19-28°С при полете на рабочем потолке и крейсерской скорости.
Крыло самолета — треугольное с постоянным углом стреловидности, среднерасположенное со скругленными законцовками и наплывами вдоль мотогондол; имеет двояковыпуклый профиль с относительной толщиной 3,2%. Угол стреловидности крыла по передней кромке - 60°. Крыло имеет небольшой отрицательный угол установки. С внешней стороны мотогондол носок крыла имеет заметную коническую крутку. Носок крыла плавно переходит в наплывы по бокам фюзеляжа. Наплывы служат для уменьшения балансировочного сопротивления и улучшения устойчивости самолета по всем трем каналам управления; на крейсерском режиме полета, благодаря наплывам изгибающий момент, действующий на носовую часть фюзеляжа, уменьшается вдвое. Максимально эффект действия наплывов проявляется при полете на больших числах М. Конструкция крыла многолонжеронная с кольцевыми рамами крепления мотогондол. Верхние и нижние панели обшивки приклеены к лонжеронам и на расстоянии 0,3—0,6 м от передней кромки крыла до поверхностей управления гофрированы; волны гофра направлены параллельно оси фюзеляжа. Гофрирование позволяет компенсировать разность коэффициентов теплового расширения лонжеронов и панелей обшивки. Обшивка крыла способна выдерживать нагрев до температуры порядка 260° С в течении длительного времени (крейсерский полет) и кратковременный нагрев — до 430° С. Для управления по крену и тангажу в задней части крыла имеются четыре элевона; максимальные углы отклонения элевонов — в полете со скоростью М<0,5 - ± 24°, М>0,5 - ± 14°. Другие поверхности управления или средства механизации на крыле отсутствуют.