Предыдущая Оглавление Следующая

"202" (Ту-202)

Дальний противолодочный самолет, проект

Под обозначением самолет "202" (Ту-202) в ОКБ начиная с начала 70-х годов велись работы над новым противолодочным самолетом.

"342" (Ту-342)

Межконтинентальный стратегический носитель крылатых ракет большой дальности

Под обозначением самолет "342" шла разработка самолета Ту-95МС.

"344" (Ту-344)

Сверхзвуковой административный пассажирский самолет, проект

В конце 90-х годов в ОКБ рассматривался проект переделки серийного дальнего многорежимного ракетоносца- бомбардировщика Ту-22М-3 в административный пассажирский самолет, рассчитанный на перевозку 10-12 пассажиров.

"334" (Ту-334)

Ближнемагистральный пассажирский самолет, запущен в серию

Опытный Ту-334, совместные испытания, весна 1999 г.

8 февраля 1999 года в 12 часов 50 минут по московскому времени совершил свой первый полет ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-334, созданный в ОАО АНТК им. А.Н. Туполева в сотрудничестве с группой российских и украинских предприятий. Впервые, начиная с 1991 года, в России был поднят в воздух новый тип гражданского пассажирского самолета (перед этим последний российский пассажирский самолет Ил-114 совершил первый полет в 1990 году).

В первом полете, который продолжался 31 минуту, самолет пилотировал экипаж летчиков-испытателей АНТК им.А.Н. Туполева в составе: командира корабля А. Солдатенкова, второго пилота С. Борисова, Е. Кузьмина, Е. Кудрявцева и А. Филиппского. Экипаж высоко оценил устойчивость и управляемость машины, отметил ее высокие взлетно-посадочные характеристики.

Первый полет Ту-334 ознаменовал окончание десятилетнего этапа работы АНТК по созданию перспективного ближнемагистрального самолета для замены известного Ту-134. Проектирование Ту-334 началось в 1988 году. Закладывая проект нового "ближнемагистральника", АНТК пошло по пути широкой унификации многих элементов конструкции Ту-334 с конструкцией среднемагистрального Ту-204, что должно было дать существенную экономию средств и времени. Подобный подход себя оправдывал и вытекал из опыта АНТК, создавшего в конце 50-х – начале 60-х годов удачный ближнемагистральный реактивный лайнер Ту-124, имевший большую степень преемственности по аэродинамической, конструктивной схеме и оборудованию со среднемагистральным самолетом Ту-104. Первоначально предложенная компоновка Ту-334 практически полностью соответствовала схеме Ту-204, но размеры и массы его были значительно меньше. Проект предусматривал высокую степень унификации по агрегатам и системам со своим среднемагистральным прародителем. В туристском варианте машина рассчитывалась на перевозку 100 пассажиров при шаге кресел 810 мм на дальность 2000 км. В салонном варианте – на 22 пассажира, дальность должна была достигать 6000 км.

Проект Ту-334, 1988 г.



Проект Ту-334 с ТВВД

Силовая установка должна была включать два двигателя с высокой степенью двухконтурности типа СВД (речь шла о проекте ТВВД с многолопастной винтовой установкой в кольцевом канале, со статической тягой 8000-9000 кгс, с крейсерской тягой на высоте 11000 м и при М=0,78 – 1600 кгс при удельном расходе топлива на этом режиме 0,51 кг/кгс×час). Фюзеляж по диаметру должен был соответствовать диаметру Ту-204, но значительно короче. Подобный подход позволял разместить пассажиров с высокой степенью комфорта, присущим более крупным магистральным самолетам. Подпольное пространство фюзеляжа занималось емким грузоотсеком, рассчитанным на перевозку стандартных контейнеров. Все это расширяло диапазон применения будущего Ту-334 и, в определенной степени, приближало проект к туполевским проектам магистральных самолетов начала-середины 70-х годов. Согласно проектных данных Ту-334 в первоначальном варианте должен был иметь следующие основные данные:

размах крыла

 29,2 м

длина самолета

 28,6 м

высота самолета

 11,1 м

взлетная масса

 39000 кг

максимальная коммерческая нагрузка

 11500 кг

крейсерская скорость полета

 800-830 км/ч

дальность полета (95 пассажиров)

 2300 км

потребная длина ВПП

 класс В

топливная эффективность

 17-17,5 г /пасс×км

В дальнейшем, с появлением вариантов использования реальных винто-вентиляторных двигателей типа Д-227 (без кольцевого канала), с взлетной тягой 8000-9000 кгс, исходный проект переработали под размещение двигателей в хвостовой части фюзеляжа. К началу 90-х годов в проектировании находились две модификации Ту-334: первая с ТРДД типа Д-436Т (взлетная тяга 7500 кгс, крейсерская тяга на высоте 11000 м и при М=0,75 – 1300 кгс, при удельном расходе топлива 0,63 кг/кгс×час) и вторая с винто-вентиляторными двигателями с толкающими многолопастными винтами.

Вариант с ТВВД предполагал создание самолета с четырьмя возможными компоновками пассажирского салона: в туристском варианте на 126 мест (шаг кресел 810 мм), в экономическом варианте – на 137 мест (шаг кресел 750 мм), в смешанном – на 116 (1-ый класс – шаг кресел 1020 мм – 8 мест, туристский – 108 мест) и в смешанном варианте на 104 места (1-ый класс – 8 мест, с шагом кресел 960 мм – 12 мест и туристский – 84 места). Вариант с двигателями Д-436Т предусматривал три основные компоновки: туристский вариант – на 102 места, смешанный – на 92 места (1-ый класс на 8 мест, туристский – на 84 места) и смешанный – на 86 мест (1-ый класс – на 8 мест, с шагом кресел 960 мм – 12 мест, туристский – 66 мест). Оба варианта самолета имели следующие основные проектные данные:

Ту-334 2хТВВД

Ту-334 2хД-436Т1

размах крыла, м

29,1

29,1 (29,8)

длина самолета, м

36,9

33,2

высота самолета, м

8,4

8,4

площадь крыла, м кв.

(83,2)

взлетная масса, кг

47400

41500

максимальная коммерческая нагрузка, кг

13500

11000

крейсерская скорость полета, км/ч

800

800-820

дальность полета (с количеством пассажиров), км

3450 (126)

2000 (102)

потребная длина ВПП, м

 2200

2200

топливная эффективность, г/пасс км

13,0

20,0

Проблемы, связанные с использованием ТВВД на самолете подобного класса, заставили АНТК вскоре полностью сосредоточиться только на одном проекте Ту-334 с Д-436Т. К середине 90-х годов первый Ту-334 был практически закончен постройкой и был публично представлен на выставке Мосаэрошоу-95. Затем в течение почти трех лет шло доукомплектование самолета необходимым оборудованием и обеспечение условий для начала летных испытаний.

Самолет Ту-334 выполнен по освоенной и широкораспространенной для пассажирских самолетов ближнемагистрального класса схеме моноплана с низкорасположенным стреловидным крылом умеренной стреловидности, с двигателями, размещенными в задней части фюзеляжа на пилонах, и стабилизатором на вершине киля. Шасси трехопорное с носовой стойкой. К особенностям шасси можно отнести использование электродистанционной тормозной системы с автоматическим переключением ее на форсированный режим остановки самолета при прерванном взлете.



Ту-334

Для Ту-334 было спроектировано крыло с высокими аэродинамическими характеристиками и совершенной конструкции. Основу конструктивной схемы крыла определяет кессон-бак, состоящий из центроплана и двух отъемных консолей с вертикальными аэродинамическими законцовками, уменьшающими индуктивное сопротивление. Съемных панелей на крыле нет, что повышает устойчивость конструкции к внешним нагрузкам и упрощает технологию производства агрегата. Доступ в кессон осуществляется через люки-лазы в нижних панелях крыла. В обшивке крыла и внутреннем силовом наборе применены катаные и прессованные детали длиной до 13 метров. Органы управления и механизации крыла – сотовой конструкции из композиционных материалов. Органы хвостового оперения имеют аналогичную конструкцию.

Фюзеляж самолета технологически разделен на носовую, среднюю и хвостовую части. Агрегаты и секции фюзеляжа представляют собой законченные агрегаты с установленным каркасом пола и частично смонтированными деталями интерьера.

Бортовая система кондиционирования воздуха (СКВ) спроектирована и изготовлена с использованием передовых технологий ведущих западных фирм, а также с учетом эксплуатации отечественных пассажирских самолетов в различных условиях. По своей производительности, малошумности и надежности она находится на самом современном уровне. Двухклассная компоновка салонов вызвала необходимость устройства передней и задней двери по левому борту. Предполагается в будущем оборудовать самолет выпускаемыми дверьми-трапами. При создании самолета использовались современные подходы в проектировании и дизайне пассажирской кабины и кабины пилотов. Благодаря современной и эргономичной отделке интерьера, применению шумопоглощающих конструкций, а также широкому центральному проходу и большому шагу кресел, пассажирский салон Ту-334 является одним из самых удобных среди самолетов этого класса. Кабина экипажа, аналогичная кабине экипажа самолета Ту-204, позволяет обеспечить комфортные условия работы пилотов.

Базовая компоновка пассажирского салона туристического класса рассчитана на 102 пассажира с шагом кресел 810 мм. Принцип компоновки пассажирской кабины и служебных модулей (туалетов, кухонь и гардеробов) позволяет использовать Ту-334 в различных альтернативных вариантах, соответствующих пожеланиям конкретных заказчиков. Багаж и грузы размещены в двух грузовых отсеках: переднем и заднем (10 и 6,2 куб. м). Для ручной клади предусмотрены емкие верхние багажные полки. Кабина экипажа, аналогичная кабине Ту-204, позволяет обеспечить комфортные условия работы экипажа, состоящего из двух – трех человек (третий – бортинженер). Кабина спроектирована с использованием экранов электронного отображения и автоматической системы управления полетом. Состояние основных пилотажно-навигационных и самолетных систем отображается на цветных дисплеях. Штатная навигационная система, установленная на борту, обеспечивает автоматическую навигацию, согласованную с программой оптимальной траектории во время посадки по категории IIIA ИКАО. Система внешней связи обеспечивает возможность установления точной постоянной связи с центром управления полетами на УКВ и КВ частотах.

Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями Д-436Т1, разработанными на украинском ЗМКБ "Прогресс". Данные двигатели обладают высокими техническими характеристиками, высокой экономичностью и полностью соответствуют действующим и будущим (с учетом новейших изменений) нормам ИКАО по внешним шумам и эмиссии.

За 1999 год первый Ту-334 "001" выполнил 43 полета по программе заводских доводочных и заводских сертификационных испытаний, из них 3 сертификационных; 19 тренировочных и демонстрационных полетов, в том числе на выставках МАКС-99, Дубаи-2000 и в Тегеране. В ходе полетов самолет выходил на режимы полета со скоростями, соответствующими М=0,76, и совершал полеты на высотах до 10500 м. В ходе полетов были достигнуты заданные эксплуатационные перегрузки и маневренные характеристики самолета. Планер второй машины "002" проходит в ЦАГИ цикл статических испытаний.

Последующие машины опытной партии производятся на предприятиях России и Украины: Ту-334 "005" строится силами РСК "МиГ", который определен головным производителем Ту- 334, самолет предназначен для сертификационных летных испытаний, начало летных испытаний машины намечено на второй квартал 2001 года; Ту-334 "003" собирается на Украине КиГАЗ "АВИАНТ" – также предназначен для летных испытаний, к работам по машине подключилось РСК "МиГ", ожидается, что самолет будет готов в IV квартале 2000 года и начнет летать по программе испытаний; Ту-334 "004" изготовлен на КиГАЗ "АВИАНТ" и передан в АНТК и предназначен для ресурсных испытаний на стенде АНТК. Такой широкий фронт работ по опытной партии должен обеспечить, при условии нормального финансирования работ по проекту, получение сертификата на Ту-334 в 2001-2002 году, с одновременным развертыванием серии и началом эксплуатации.

Ту-334, совместные испытания

   
 Кабина пилотов Ту-334  Салон Ту-334
 

К настоящему времени определена система кооперации по производству серийных Ту-334. Совместными решениями к производству базового серийного типа Ту-334-100 (102-местный самолет с крылом площадью 83,2 м2 и дальностью полета 3150 км) подключены АНТК им. А.Н. Туполева, РСК "МиГ" – головное, АВИАНТ (Киев) и СП "АВИАСТАР" (Ульяновск) – производство агрегатов, а в перспективе к полномасштабному производству одной из модификаций Ту-334.

Уверенность создателей Ту-334 в коммерческом успехе своего проекта основана не только на богатом опыте проектирования и создания магистральных самолетов в АНТК, но и на прогнозируемой потребности рынка в современных ближнемагистральных самолетах (в ближайшее время предстоит массовый выход из эксплуатации летающих в настоящее время устаревших машин данного класса). Многообещающие перспективы самолета на рынках СНГ, потенциальная емкость которых оценивается в более чем 600 единиц на период до 2010 года, подтверждены подписанными договорами о намерениях с различными авиакомпаниями. К самолету проявляли и проявляют интерес ряд зарубежных стран, в частности КНР, Иран, Германия и др.

Программа "Ту-334" предполагает создание семейства самолетов различного назначения на основе базовой конструкции Ту-334-100. Семейство должно будет включать пассажирские и грузовые самолеты различной размерности, с различными типами двигателей и с переменным составом оборудования. В АНТК на протяжении 90-х годов прорабатывались следующие основные варианты самолета Ту-334:
– Ту-334-100 – основной вариант с двигателями Д-436Т1, с пассажировместимостью 102 человека, дальностью полета 3150 км, с крылом площадью 83,2 кв.м;
– Ту-334-120 – модификация Ту- 334-100, под западные двигатели типа BR710-48;
– Ту-334-100Д – вариант с удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и площади, с двигателями Д-436Т2, увеличенной дальностью полета, превышающей 4000 км;
– Ту-334-120Д – вариант Ту-334- 100Д – с западными двигателями BR715-56;
– Ту-334-200 – вариант с удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенной площади, с двигателями Д-436Т2, пассажировместимостью, увеличенной до 126 человек, и дальностью полета, превышающей 4000 км;
– Ту-334-220 – вариант Ту-334-200 с западными двигателями типа BR715-56;
– Ту-334-100С, Ту-334-220С – грузовые варианты соответствующих пассажирских модификаций.

Помимо указанных вариантов, в перспективе возможно создание на базе Ту-334 учебно-тренировочного самолета для учебных подразделений, строевых частей ВВС и авиации ВМФ по типу выпуска соответствующих вариантов, как это было в 70 –80-е годы выполнено на базе Ту-134А (самолеты Ту-134Ш и Ту-134УБЛ, эксплуатирующиеся в ВВС до настоящего времени, проблема замены которых рано или поздно встанет перед командованием ВВС).

Следует отметить, что Ту-334, даже в своем первом базовом варианте – Ту- 334-100, находится на уровне западных аналогов, а по некоторым параметрам даже несколько превосходит их. Эта тенденция должна сохраниться по мере развития типа в его последующих модификациях. Все это подтверждает высокий конкурентоспособный потенциал нового туполевского самолета на внутренних и международных рынках. Ниже приводится сравнительная таблица основных технико-экономических характеристик Ту-334-100 и его западных аналогов.

Сравнительные характеристики самолета Ту-334-100 и его аналогов

Ту-334-100

F-100

ВАЕ-146-300

В-717-100

В-737-600

Максимальная взлетная масса, т

47,9

44,45

44,20

51,71

56,20

Количество пассажиров, чел

102

107

111

105

123

Практическая дальность полета, км при коммерческой нагрузке, т

3180

2870

2000

2860 

2250

9,25

9,71

10,07

9,53

11,16

Топливная эффективность, , г/пасс км

22,85

25,3

26,6

26,9

23,0

Прямые эксплуатационные расходы, USD/час

4032

4398

4415

5303

5906

Цена самолета, млн. USD

17,0

24,0

20,0

32,0

35,0

Уровень шуума на взлете,  EPN дб

85 

82

90 

82,5

83,0

О нынешнем состоянии дел по Ту-334 и о перспективах программы можно судить по выступлениям на проведенной 30 мая 2000 года в помещении делового центра АНТК им. А.Н. Туполева презентации Ту-334 с двигателями BR715 для потенциального заказчика – ОАО "Аэрофлот – Российские международные авиалинии".

Данное мероприятие отличалось широким представительством. В нем приняли участие: советник президента РФ Е. Шапошников, зам. директора "Росавиакосмоса" Ю. Бардин, Ген. директор ОАО "Аэрофлот – Российские международные авиалинии" В. Окулов, Ген. директор АНТК им. А.Н. Туполева В. Александров, Гл. конструктор Ту-334 И. Калыгин, Первый зам. ген. директора РСК "МиГ" А. Герасин, а также представители МО РФ, АВИАНТ и компании Rolls-Royce Deutshland.

Выступивший первым Ю. Бардин подчеркнул, что проект Ту-334 является приоритетным для России на 2000 год. Самолет, предназначенный для замены парка Ту-134, предлагается запустить в производство на четырех заводах – "АВИАНТ" (Киев), РСК "МиГ" (Москва), "АВИАСТАР" (Ульяновск) и в Таганроге. Ю. Бардин подчеркнул, что стоимость самолета, составляющая 17 млн. USD, значительно ниже зарубежных аналогов. Ту-334-100 сможет использовать 65%, а перспективный Ту-334-200 – 90% аэропортов России, в отличие от последних модификаций В-737, способных использовать лишь 45%. "Россавиакосмос" рассчитывает, что Ту-334 станет самым массовым самолетом в своем классе в XXI веке. Отмечалась ведущая роль РСК "МиГ" в возрождении проекта Ту-334, финансовые вливания которого позволили активизировать работы по программе Ту-334.

Выступавший Гл. конструктор Ту-334 отметил, что ТЗ на самолет было сформулировано более 10 лет назад, ЛТХ Ту-334 соответствуют новым требованиям потенциальных заказчиков. Так, по старому ТЗ дальность полета со 100 пассажирами должна была составлять 2000 км. Сегодня требуется более 3500 км. Фактически с отечественными двигателями и необходимым АНЗ дальность полета составляет 3200 км, а с двигателями типа BR715 – 4000 км. Американский В-717 может конкурировать только с Ту-334-100. Последующая модификация Ту-334-200 фактически является среднемагистральным самолетом. Для повышения эффективности предусмотрено создание целого семейства самолетов на базе Ту-334. Модификации будут отличаться не только грузоподъемностью, длиной фюзеляжа, но и площадью крыла. Так Ту-334-100 и -120 будут иметь грузоподъемность 12 т и крыло площадью 83 кв.м, а Ту-334-100Д, -120Д, Ту-334-200 и -220 – грузоподъемность 15 т и крыло площадью 100 кв.м., при сохранении основных аэродинамических характеристик исходного крыла.

По расчетам ОКБ, топливная эффективность нового самолета незначительно выше, чем у В737 и европейского А-319, и значительно превосходит соответствующий параметр В717. За счет низкой стоимости, прямые эксплуатационные расходы Ту-334 значительно ниже всех вышеназванных самолетов. Уровни шума отвечают перспективным нормам ICAO. И. Калыгин отметил незначительность уровня шума в полете в кабине экипажа и в салоне 1-го класса. Особое внимание было уделено комфорту пассажиров и его одной из важнейших компонент – совершенству СКВ. Так хладопроизводительность СКВ на Ту-334 составляет 260 ккал/час куб.м, что превышает аналогичный показатель у среднемагистрального Ту- 204 (228,2 ккал/час куб. м). С учетом эксплуатации отечественных самолетов предыдущего поколения удельный объем багажных полок доведен до 53 л/пасс. Специально для "Аэрофлота" разработана модификация самолета, максимально удовлетворяющая требованиям заказчика. Компоновка салона – 74 места (12 мест – бизнес-класс, 62 – экономический).

Проектом предусмотрена установка раздвижных кресел. В переднем грузовом отсеке предусмотрена установка 6 контейнеров типа LD-3 (в модификации -200 – 8 контейнеров). Задний грузовой отсек загружается "в навал". Буфетно-кухонное оборудование соответствует европейскому стандарту ATLAS. Полностью пересмотрено пилотажно-навигационное оборудование базового самолета. В настоящее время оно соответствует АП- 25 и требованиям Евроконтроля и ICAO. Кабина экипажа не меняется и соответствует кабине серийных Ту-204. Новую кабину с установкой ЖК-дисплеев предполагается создать в течение ближайших двух лет, "Росавиакосмос" предлагает перевод ПНК Ту-334 на комплекс, аналогичный установленному на Бе-200. Модификация, предлагаемая для "Аэрофлота", оснащается германскими двигателями BR715. Эти двигатели эксплуатируются на западных пассажирских самолетах типа "Gulfstream U", "Global Express" и B7I7. Данную модификацию предполагается оснастить западной ВСУ типа RE220.

Рассматривается вопрос по внедрению этой ВСУ и модификаций Ту-334 с отечественными двигателями типа Д-436Т1 (Т2) при соответствующей доработке воздушного стартера Д-436. Эксплуатационные качества машины характеризуются назначенным ресурсом 60 тыс. л.ч., с возможностью доведения до 90 тыс. л.ч., и 60 тыс. полетов. Ресурс двигателя Д-436Т определен в 20 тыс. л.ч. Удельная трудоемкость ТО составляет 4,5 чел*час/л.ч. Стоимость Ту-334 с отечественными двигателями составляет 17 млн. USD, а с западными – 20 млн. USD. По словам И. Калыгина, к настоящему времени подписано 226 протоколов о намерениях с авиакомпаниями России, СНГ, Словакии. Из этого числа есть 10 заявок на самолет с двигателями BR715. И. Калыгин подтвердил сроки сертификации Ту-334 с отечественными двигателями (3-4 квартал 2002 года), ввод в эксплуатацию – 4 квартал 2002 года; решение организационных вопросов и выпуск документации по Ту-334 с импортными двигателями должны быть завершены в 2001 году.

Выступивший германский представитель М. Блок рассказал об опыте эксплуатации и особенностях двигателей BR700-11 серии. В настоящее время выпущено более 1000 двигателей данной серии. Двигатель получил сертификацию в 1992 году и в настоящее время эксплуатируется на 106 пассажирских самолетах, близких к Ту-334 классов.

Завершающее слово было предоставлено Ген.директору ОАО "Аэрофлот – Российские международные авиалинии" В.Окулову. Положительно оценив проект Ту-334, он отметил, что авиакомпания ощущает дефицит ближнемагистральных самолетов. В настоящее время он составляет 14 машин. Это приводит к тому, что на ряде маршрутов приходится эксплуатировать самолеты переразмеренных классов. Так на линиях на Варшаву и Ереван "Аэрофлот" должен ставить самолеты Ту-154, где более уместен был бы самолет типа Ту-334.

Все вышеизложенное подтверждает целесообразность дальнейших работ по программе Ту-334, как по приоритетной программе отечественного авиапрома, скорейшего и успешного завершения испытаний, развертывания полномасштабной серии этих машин и начала эксплуатации Ту-334 в отечественных и зарубежных авиакомпаниях.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ту-334-100

Двигатели

2 х Д-436Т1

Взлетная тяга, кгс

2 х 7500

Длина самолета, м

31,26

Размах крыла, м

29,77

Высота самолета на стоянке, м

9,38

Площадь крыла, м2

83,226

Взлетная масса, т

47,9

Максимальная коммерческая нагрузка, т

11,0

Крейсерская скорость, км/ч

800-820

Дальность полета при полной коммерческой нагрузке, км

3150

Пассажировместимость, чел

102

Топливная эффективность/пасс км

22,85



Предыдущая Оглавление Следующая