Оглавление

"330" (Ту-330), "230" (Ту-230), "130" (Ту-130), "136" (Ту-136)

Программа создания грузовых самолетов "Ту" - проекты

Как известно, 2/3 территории России не имеет транспортных коммуникаций для обеспечения отдаленных регионов. Обеспечение труднодоступных районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в которых сосредоточены основные природные ресурсы страны, в значительной степени зависит от наличия в России современной транспортной авиации.

В СССР, в силу специфических географических, природных и исторических условий, уделялось большое внимание развитию грузового воздушного транспорта, вследствие чего сложилась развитая система грузовых перевозок, в основном ориентированная на обеспечение отдельных областей страны. Одновременно большое значение придавалось оснащению вооруженных сил современными транспортными и десантно-транспортными самолетами различного назначения, что позволило значительно повысить мобильность различных родов войск и, прежде всего, воздушно-десантных соединений армии, в советский период выполнявших роль основной мобильной силы при проведении различных операций военно-политического характера. Всего с конца 50-х годов в СССР было построено 1162 самолета Ан-12, около 1000 самолетов Ил-76 и порядка 2000 грузовых самолетов других типов. Эти машины, обладая универсальными возможностями, до сих пор широко применяются в интересах различных отраслей народного хозяйства страны, а также в вооруженных силах России, в странах СНГ и в некоторых зарубежных странах, куда они экспортировались. Таким образом, к настоящему времени сложилась ситуация, когда парк грузовых самолетов России представлен в основном самолетами разработки 50-х-70-х годов - машинами морально и технически устаревшими (Ан-26, Ан-74, Ан-12 и Ил-76), большая часть которых заканчивает эксплуатацию из-за выработки ресурса, а другая часть - это в основном малоэффективные неэкономичные самолеты, по своему техническому уровню не соответствующие современным требованиям. Использование грузовых модификаций современных магистральных пассажирских самолетов как отечественного, так и западного производства решает проблему лишь частично, так как данные машины по своим конструктивным особенностям практически мало приспособлены для перевозки крупногабаритной техники, а также ее десантирования в случае использования самолетов в вооруженных силах.

SignTu32.jpg

Проект Ту-330

Для АНТК им. А.Н. Туполева тематика создания грузовых самолетов для нужд армии и народного хозяйства красной нитью проходит через весь более чем семидесятипятилетний период существования фирмы "Ту". Особенностью создания грузовых самолетов в АНТК было использование в качестве базовой конструкции пассажирских или военных самолетов, разработанных в ОКБ. В некоторых случаях одновременно закладывались два близких по конструкции самолета, но разного назначения (бомбардировщик -военно-транспортный или грузовой самолет, пассажирский - военно-транспортный или грузовой самолет). В 30-е годы на базе серийных тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3 для ГВФ были созданы их грузовые модификации - самолеты Г-1 и Г-2, в 50-е годы несколько сотен серийных дальних бомбардировщиков Ту-4 были переоборудованы в транспортно-десантные самолеты Ту-4ТД, в 1950 году в ОКБ создается опытный военно-транспортный самолет Ту-75 - первый в СССР самолет подобного назначения, предназначенный для перевозки крупногабаритной колесной и гусеничной техники, оснащенный задним трапом-люком и мощными средствами загрузки. Во второй половине 50-х годов в ОКБ на базе магистральных пассажирских самолетов Ту-104 и Ту-114 ведутся опытные работы по созданию их военно-транспортных и грузовых модификаций -самолетов Ту-107, Ту-115 и Ту-114Т. В 70-е годы разрабатываются проекты грузовых модификаций магистральных самолетов Ту-134 и Ту-154, последний был выпущен небольшой серией и с успехом эксплуатировался в ГВФ. В последние годы линия на создание грузовых модификаций магистральных самолетов АНТК продолжается: практически все новые разработки магистральных машин с маркой "Ту" имеют грузовые или конвертируемые варианты.

Учитывая положения дел с грузовыми самолетами в стране и анализируя свой опыт и огромный опыт других ОКБ страны в области создания грузовых самолетов различного назначения, АНТК им. А.Н. Туполева в середине 90-х годов разработало Программу "Грузовые самолеты России", предусматривавшую замену морально устаревших отечественных грузовых самолетов различных типов транспортными самолетами нового поколения, спроектированных с учетом новейших достижений авиационной науки и техники. Реализация этой программы должна обеспечить:
–  уменьшение расхода топлива более чем в два раза;
–  снижение себестоимости грузоперевозок на 40-50%;
–  общее повышение технического уровня самолетов;
–  повышение безопасности полетов;
–  повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках авиационных услуг;
–  значительное улучшение экологических показателей;
– широкое применение авиационных средств для решения специальных задач (создание на основе базового варианта семейства специализированных самолетов различного назначения).

Оглавление