С самого начала проектирования прототипов самолета Ту-2
А.Н. Туполев и его коллектив рассматривали проект как основу для создания
семейства боевых самолетов различного назначения. Это направление
развития базовой конструкции Ту-2 было в дальнейшем реализовано в
следующих основных направлениях:
– создание самолета-разведчика;
– создание скоростного дневного бомбардировщика близкого по назначению к английскому "Москито";
– создание истребителя-перехватчика с мощным бортовым стрелково-пушечным вооружением и бортовой РЛС;
– создание дальнего бомбардировщика;
– создание самолета-торпедоносца.
Помимо этих генеральных направлений развития Ту-2, ОКБ в течение всего периода активного существования Ту-2 как типа проводило большое количество экспериментальных и опытно-конструкторских работ по усовершенствованию базовой конструкции Ту-2, внедрению на него новейших систем целевого и специального оборудования. Учитывая важность модификационных и модернизационных работ по Ту-2, А.Н. Туполев создает сразу же после окончания войны, в рамках ОКБ специальное подразделение - Бюро модификаций, на которое был возложен основной круг задач, связанных с развитием и совершенствованием Ту-2.Таким образом, начиная с первых опытных и серийных Ту-2 и, практически до тех пор пока машина не была снята с вооружения ВВС СССР, ОКБ продолжало непрерывные работы по усовершенствованию самолета Ту-2.
Ниже приводятся материалы по практически всем известным на сегодня вариантам Ту-2, кроме тех, которые были рассмотрены выше.
Вопрос использования Ту-2 в варианте самолета-разведчика рассматривался А.Н. Туполевым еще в 1941-1942 году, когда шла речь о внедрении в серию и о дальнейшем развитии опытных самолетов "103", "103У" и "103В". Во всех предложениях по этим проектам учитывалась возможность их использования в качестве фоторазведчиков. По мере освоения фотооборудования и использования его на Ту-2, перед ОКБ возникали вопросы, до того времени не решенные для самолета-фоторазведчика, а потому на протяжении ряда лет ОКБ вынуждено было последовательно изучать, разрабатывать и испытывать в опытных и боевых условиях не только новое фотооборудование, но и связанное с разведывательной работой новое аэронавигационное оборудование, оборудование системы автоматики и т.д. Эта работа проводилась в течение 1942-1946 гг., и только в 1947 г. появился головной серийный самолет Ту-2Р завода №23, который соответствовал ТТТ ВВС, и которому в серии было присвоено обозначение Ту-6.
Ту-2Р №304 на войсковых испытаниях
Создание разведывательного варианта Ту-2 прошло следующие основные этапы:
Весной 1942 г.в интересах фронта ОКБ приступило к разработке проекта оборудования разведывательного варианта Ту-2, отличительной особенностью которого была установка в бомбовом отсеке фюзеляжа дополнительного бензобака и фотоаппаратов АФА-3с. 2 июня 1942 г. комиссия ВВС осмотрела и утвердила макет разведчика Ту-2Р 2М-82; после чего ОКБ приступило к изготовлению документации по переоборудованию Ту-2 в вариант разведчика.
В конце июня 1942 г. на совместном совещании ОКБ и ВВС был намечен план дальнейших работ по Ту-2Р:
- завод №166 на пяти сданных ВВС серийных Ту-2, по
особому заказу ВВС, устанавливает в бомбоотсеках по 2 фотоаппарата
АФА-3с;
- опытную установку дополнительного бензобака на 750 л и ее испытания завод №166 производит на одном из серийных Ту-2.
В декабре 1942 г. завод №166 из пяти намеченных самолетов передал ВВС во 2 ДРАП три самолета №№508, 601 и 603. В самолетах №№508 и 601 были установлены неподвижно по одному фотоаппарату, а на самолете №603 были установлены два спаренных АФА-3с/50 на подвижных установках с односторонним качанием: один аппарат отклонялся влево от 0 до минус 7°, другой - вправо от 0 до плюс 7°. Таким образом имелась возможность проводить перспективную маршрутную съемку.
С 30 декабря 1942 г. по 21 января 1943 г. эти три самолета прошли войсковые испытания во 2 ДРАП на Калининском фронте; в отчете по испытаниям отмечалось:
"…Размеры бомбоотсеков позволяют устанавливать фотоаппараты больших размеров типа АФА-33… Качающаяся спаренная установка позволяет фотографировать площадь, равную площади, сфотографированной при одинаковых исходных данных четырьмя самолетами с неподвижной установкой…"
В июле 1943 г., согласно принятому в июне 1942 г. решению, на самолете № 406 были проведены испытания по дальнейшим доработкам Ту-2Р. На самолете был установлен в бомбоотсек дополнительный подвесной топливный бака на 750 л с соответствующими доработками топливной системы. Фотооборудование самолета состояло из двух качающихся АФА-3с/50. В октябре 1943 г. после доводочных испытаний самолет №406 был передан на государственные испытания. С 18 декабря 1943 г. по 20 марта 1944 г. дополнительное оборудование самолета №406 проходило испытания в НИИ спецслужб КА.
Компоновочная схема Ту-2Р
![]() |
![]() |
Дополнительное остекление Ту-2Р №304 (выделено штриховкой) |
…и для сравнения - остекление на обычном серийном Ту-2 |
Обтекатель АФА-33/100 на самолете Ту-2Р №1/36
В августе-октябре 1943 г. в 47 ГДРАП в качестве разведчиков были применены серийные бомбардировщики Ту-2 2М-82, которые силами полка были переоборудованы в разведывательные варианты путем установки в задней части бомбоотсека одного фотоаппарата АФА-33/50.
В мае 1944 г. в 47 ГДРАП прошел войсковые испытания самолет Ту-2 2АШ-82ФН № 304, выпуска завода № 166 с новыми двигателями, переоборудованный в разведывательный вариант на заводе №23, При переоборудовании в Ту-2Р на самолет установили: подвесной бензобак, фотоаппарат АФА-33/50 на качающейся установке с 2-х маршрутной съемкой. Испытания показали, что установка дополнительного бензобака давала самолету практическую дальность 2130 км. На основании испытаний было сделано заключение:
"Самолет Ту-2 в варианте разведчика войсковые испытания прошел удовлетворительно.
Считать необходимым поставить вопрос о серийной постройке Ту-2 в варианте разведчика.
Рекомендовать применение на Ту-2 в варианте разведчика качающейся аэрофотоустановки под АФА-33/50 или АФА-33/75 и дополнительно к ней АФА-33/20.
Просить НКАП дать задание ОКБ завода №156 разработать и предъявить на испытания упрощенную конструкцию качающейся аэрофотоустановки под АФА-33/50 и АФА-33/ 75 и аэрофотоустановку под АФА-33/ 20…
Дополнительное остекление передней кабины между 4-6 шпангоутами считать целесообразным для самолета в варианте разведчика-бомбардировщика… "
После испытаний самолета Ту-2Р 2АШ-82ФН №304 основные требуемые характеристики фотооборудования Ту-2Р стали наконец ясными и для ВВС и для ОКБ и УВВС выпускает свои ТТТ к самолету Ту-2Р - эталону на 1945 г.
Учитывая требования ВВС, предъявленные в декабре 1944 г., ОКБ разработало чертежи разведчика, а завод №23 по этим чертежам переоборудовал к концу 1945 г.серийный Ту-2 2АШ-82ФН №1/36 под вариант разведчика.
На самолете было установлено следующее целевое оборудование:
- в бомбоотсеке между шпангоутами №17 и 19 размещен фотоаппарат АФА-33С/20;
– в бомбоотсеке между шпангоутами №20 и 22 на
опытной качающейся установке АКАФУ-156 размещен фотоаппарат АФА-33с/100
или АФА-33/50, 75;
– в кабине радиста между шпангоутами № 22 и 25
размещен ночной фотоаппарат НАФА-3с, на опытной неподвижной установке
ОКБ с обеспечением возможности установки НАФА-3с под углами 0°, 5°, 10°,
15°, 20° и 25° непосредственно из кабины радиста;
– обеспечена взаимозаменяемая установка вместо НАФА-3с фотоаппаратов АФА-ИМ и НАФА-19;
– в бомболюке самолета между шпангоутами №10 и 17
установлен дополнительный подвесной бензобак емкостью 650 л, контроль за
количеством горючего в баке осуществлялся с помощью
электродистанционных сигнализаторов уровня;
– для обеспечения эксплуатации фотоаппарата
АФА-33/100, конус объектива которого не вписывался в контур бомболюка,
был установлен специальный легкосъемный обтекатель;
– в передней кабине установлен радиокомпас SCR-269 фирмы "Бендикс";
– сняты РСИ-6 и автомат пикирования;
– в хвостовой части установлены дополнительные 4
кислородных баллона емкостью по 4 л каждый, что обеспечивало экипажу
полет на высоте 7000 м в течение 5 часов;
– установлено необходимое бытовое оборудование для всех членов экипажа с учетом обеспечения удобного пользованиями им.
Два снимка Ту-2Р (Ту-2Ф) №1003901, заводские испытания, 1947 г.
Ту-6 №14/58, госиспытания, 1948 г.
В январе-феврале 1946 г. завод №23 испытал на самолете
№1/36 в полете новое фотооборудование и, после необходимых доводок,
передал в декабре 1946 г. самолет на государственные испытания. С 26
декабря 1946 г.по 9 апреля 1947 г. в ГК НИИ ВВС самолет проходил
испытания. По заключению ГК НИИ ВВС самолет и его целевое оборудование
испытания выдержали. Постановлением Совета Министров СССР №2941-957 от
22.08.47 г. самолет Ту-2 в варианте разведчика, по образцу №1/36, был
принят на вооружение. Самолету в варианте разведчика было присвоено
наименование Ту-6. В 1947 году завод №23 начал выпускать серийно
самолеты Ту-6. Головным серийным Ту-6 стал серийный Ту-2 2АШ-82ФН №14/58, состав и размещение специального оборудования которого практически
полностью соответствовали прототипу Ту-2 №1/36. На самолете, в случае
его использования в качестве ночного фоторазведчика, вместо подвесного
бензобака предусматривалась подвеска кассеты ПДК-2 под 9 фотобомб
ФОТАБ-35 или 50. С 2 марта по 13 апреля 1948 г. были проведены
контрольные испытания головного Ту-6 2АШ-82ФН (винты серийные
АВ-5В-167А), были зафиксированы следующие основные данные:
- взлетная масса - 11277 кг;
– максимальная скорость на высоте 5500 м - 545 км/ч;
– практический потолок - 9050 м;
– время подъема на высоту 5000 м - 10,3 мин;
– дальность полета - 2780 км.
Головной Ту-6, по заключению ГК НИИ ВВС, государственные контрольные испытания выдержал и был принят в качестве эталона для самолета Ту-6 постройки завода №23.
Как отмечалось выше, в 1946 году ОКБ А.Н. Туполева было
предложено передать Ту-2 в варианте разведчика для серийного
производства на завод № 39 в Иркутск. Модификация Ту-2 под эталон
разведчика для завода №39 была выполнена на самолете послевоенной
постройки завода №166. Схема модификации была аналогична модификации
Ту-2 в Ту-6 завода №23. Головной самолет Ту-2Р (иногда для самолетов
выпуска завода №39 применялось обозначение Ту-2Ф) №10013901 на заводских
испытаниях в ноябре 1947 г. показал следующие результаты:
- взлетная масса - 10856 кг;
– максимальная скорость на высоте 5500 м - 558 км/ч;
– практический потолок - 9300 м;
– время подъема на высоту 5000 м - 9,6 мин.
На основании испытаний было сделано заключение, что самолет Ту-2 производства завода №39 соответствует ТУ ВВС на поставку Ту-2 на 1947 г. На заводе была развернута серия самолетов Ту-2 в вариантах разведчика и бомбардировщика. В обоих вариантах машина в дальнейшем подвергалась различным доработкам по составу оборудования.
В 1948 г. завод №23 оборудовал пять серийных самолетов Ту-2 для ночного фотографирования и установил на них опытную электроосветительную установку "Явор-2".
Установка "Явор-2" представляла собой импульсную осветительную электроустановку высокого напряжения для ночной аэрофотосъемки. Установка монтировалась в бомбоотсеке. По чертежам ОКБ завод №22 оборудовал установкой "Явор-2" пять серийных Ту-2, из которых Ту-2 №29/62 был предъявлен на государственные испытания. Государственные испытания, которые проводились с 16.11.48 по 8.01.49 г., установка "Явор-2" на самолете Ту-2 выдержала удовлетворительно. Однако, вскоре от этой идеи отказались, так как в боевых условиях мощный сноп света при фотосъемке демаскировал самолет-носитель и превращал его в отличную мишень для зенитной артиллерии.