Предыдущая Оглавление Следующая

Истребители-перехватчики

Появление за рубежом стратегических бомбардировщиков, обладавших большой дальностью полета и скоростью около 500 км/ч выдвинуло перед нашей авиационной промышленностью задачу создания самолета-истребителя оснащенного радиолокационной аппаратурой и мощным стрелково-пушечным вооружением. Из имевшихся на вооружении ВВС РККА самолетов, Ту-2, благодаря высоким скоростям полета, большой грузоподъемности и объемами для размещения радиолокационной аппаратуры и СПВ наиболее полно удовлетворял требованиям, предъявлявшихся к истребителям-перехватчикам. Следует отметить, что в ходе предварительного проектирования многоцелевых скоростных самолетов на базе самолета "103", а затем и при работах по "СДБ", постоянно присутствовали истребительные модификации базовых машин. Скорость Ту-2 и его вариантов превышала скорости большинства серийных бомбардировщиков, установка же дополнительного стрелково-пушечного вооружения в виде пушек НС-45 или ВЯ-23, делала его самым сильным самолетом по огневой мощи залпа переднего оружия, а установка радиолокационной аппаратуры обеспечивала вывод его на самолет противника с дистанции 8-12 км. В начале 1944 г. по предложению А.Н. Туполева в ОКБ начались опытно-конструкторские работы по освоению первых отечественных авиационных РЛС. Новая аппаратура была установлена на двух серийных Ту-2 с одновременным усилением их наступательного артиллерийского вооружения. В дальнейшем для создания полноценного самолета-перехватчика с РЛС был использован самолет "63/2" 2АМ-39ФНВ.  



Три снимка истребителя Ту-1 ("63П")

В мае-июне 1944 года станция типа ПНБ-4 была установлена на серийный Ту-2 №104. Помимо установки РЛС, на самолет дополнительно установили две пушки ВЯ-23. 27 мая состоялся осмотр макетной комиссией размещения аппаратуры ПНБ-4 на самолете. 1 июля 1944 г. самолет, получивший условное обозначение "104" был закончен постройкой и в ночь на 2 июля был перевезен на аэродром НИИ Спецслужб КА. 18 июля 1944 г. на самолете был выполнен первый полет (летчик-испытатель А.Д. Перелет, ведущим инженером по испытанию спецоборудования был Л.Л. Кербер). С 10 августа 1944 года по 7 июня 1945 года проводились совместные испытания и доводки радиолокационной аппаратуры, по окончанию которых самолет был передан в ГК НИИ ВВС для государственных испытаний. По распоряжению МАП от 3.02.47 г. самолет "104" был передан ОКБ-51 (ОКБ П.О. Сухого) для последующей переделки его в УТБ.

Самолет "104" испытывался с полетной массой 9814 кг и в сравнении с серийным Ту-2 имел следующие отличия:
– в нижней части фюзеляжа были установлены две пушки типа ВЯ-23;
– установлена аппаратура ПНБ-4;
– была изменена схема дренажа в ОЧК;
– установлен автомат курса.

Радиолокационная аппаратура ПНБ-4 состояла из:
– передатчика со специальной антенной;
– умформера, питавшего передатчик;
– индикатора летчика;
– индикатора оператора;
– приемника с селектором и умформером;
– щитка управления;
– двух азимутальных и двух зенитных антенн.

В 1946 году ОКБ на один из серийных самолетов Ту-2 была установлена радиолокационная аппаратура "Гнейс-5с". Предполагалось после проведения отработок и испытаний оснастить часть серийных самолетов Ту-2 этой РЛС Результатом этих работ стало оснащение самолетов Ту-2 этой станцией. По некоторым данным, после окончания войны в 1947 г. 56 ИАД, базировавшаяся в Польше, была перевооружена с "Бостонов", оснащенных бортовыми РЛС "Гнейс-2" на Ту-2 со станциями "Гнейс-5с".

Познакомившись с новой радиолокационной техникой и проведя ее первые летные испытания на переделанных серийных Ту-2, в ОКБ А.Н. Туполева окончательно решено было делать дальнейшую ставку при проектирование истребителей перехватчиков с РЛС и мощным вооружением на базе более скоростных модификаций самолета Ту-2 с двигателями жидкостного охлаждения.

В феврале 1946 года по заданию командования ВВС ОКБ приступило к дальнейшей отработке самолета "63" в варианте истребителя-перехватчика. Проект находился в работе под внутренним обозначение самолет "63П", официальное - Ту-l. Самолет проектировался на основе конструкции самолета "68", предполагалось запустить в серию Ту-1 на том же заводе №1 в Куйбышеве, где должны были строить серийные "68-ые" (Ту-10).

Опытный образец самолета Ту-1 ("63П") изготовлялся путем переделки самолета "63/2". На самолете Ту-1 в отличие от "63/2" были проведены следующие изменения:
– установлены двигатели М-43В (АМ-43В) мощностью 1640/1950 л.с., 4-х лопастные флюгерные винты АВ-9К-22А диаметром 3,6 м;
– установлены дополнительные пушки - 2 х НС-45 и 2 х ВЯ-23 для стрельбы вперед;
– установлены новые колеса 1100x425;
– установлено новое радиосвязное и радиотехническое оборудование - РСБ-3бис, РСИ-6, ТОН-2 и СЧ-3.

30 декабря самолета был закончено. С 22 марта по 3 октября 1947 года летчик-испытатель А.Д. Перелет проводит на Ту-1 заводские испытания. В ходе испытаний были зафиксированы следующие данные:
– нормальная взлетная масса - 12755 кг;
– перегрузочная взлетная масса - 14460 кг;
– максимальная скорость на высоте 8600 м - 641 км/ч;
– время подъема на высоту 5600 м - 11,6 мин;
– практический потолок - 11000 м;
– техническая дальность - 2250 км;
– пулеметное вооружение - 2 х УБ пушечное вооружение - 2 х ВЯ-23 и 2 х НС-45;
– экипаж - 3 чел.

Испытания и доводка машины, ее систем вооружения и оборудования не были доведены до конца из-за выработки ресурсов опытных АМ-43В. Дальнейших работ по самолету не велось.

Предыдущая Оглавление Следующая