Предыдущая Оглавление Следующая

Самолеты-торпедоносцы

Высокие летно-технические качества Ту-2 и его модификаций: большая скорость полета, сильное оборонительное и наступательное стрелково-пушечное вооружение, большая бомбовая нагрузка, современное навигационное оборудование, вызвали решение использовать Ту-2 на морских театрах военных действий, в том числе и в качестве торпедоносца-миноносца.

Уже в ходе Великой Отечественной войны в авиационные полки авиации ВМФ начали получать серийные бомбардировщики Ту-2. Всего за войну флот получил 12 Ту-2 2АШ-82ФН. Самолеты использовались как бомбардировщики и разведчики. Впервые боевое применение авиацией ВМФ самолетов Ту-2 было отмечено в 1944 г., когда один из первых экипажей авиации ЧФ, освоив новую машину, с аэродрома под Евпаторией атаковал боевые корабли и транспорты противника. Как самолет-разведчик Ту-2 использовался на флотах с лета 1944 г. и принял участие в боевых действиях против Японии.

Начиная с 1944 года ОКБ, разрабатывая новые модификации базового самолета, постоянно учитывало при проработках проектов размещение на самолетах минно-торпедного вооружения и соответствующего оборудования, дававшего возможность вновь разрабатываемым машинам действовать на морских ТВД.

В июне 1944 г. ОКБ разработало эскизный проект Ту-2 2АШ-82 ФН в варианте самолета-торпедоносца Ту-2Т. В конце 1944 один из серийных Ту-2 № 9/14 выпуска завода №23 был переоборудован под торпедное вооружение, разработки ОКБ, которое состояло из:
– бортовых торпедодержателей типа ТД-44, с замками Дер 4-44-У;
– передних и задних вертикальных упоров;
– механизмов сбрасывания торпед;
– прицела торпедометания ПТН-5;
– лебедки БЛ-4 с тросами для подъема торпед.

Две или одна торпеда типа 45-36АН или 45-36АНУ со стабилизаторами ЦАГИ должны были подвешиваться у бортов фюзеляжа на торпедодержателях.

Ty-2T, совместные испытания, 1945 г.

Ту-2Т во время испытаний на Черноморском флоте

С 13 февраля по 5 апреля 1945 г. первый Ту-2Т прошел совместные испытания с одной и двумя торпедами в варианте тактического использования для низкого торпедометания.

На испытаниях самолет показал следующие данные :

  с 1-й торпедой с 2-я торпедами

взлетная масса, кг

 11423

12389

максимальная скорость, км/ч у земли

 466

 455

на высоте 1000 м

 482

 471

2000 м

 498

 488

2400 м

 505

493

3000 м

 489

475

дальность полета при взлетной массе 12400 кг

  -

2075

разбег, м

 540

 605

пробег, м

 580

 560

В заключении по испытаниям первого Ту-2Т говорилось:

1. Самолет Ту-2 с моторами АШ-82ФН в варианте низкого торпедоносца и подвешенными одной и двумя торпедами испытания выдержал.

2. Рекомендовать самолет Ту-2 с моторами АШ-82ФН принять на вооружении Военно-воздушных Сил ВМФ для целей низкого торпедометания.

Самолеты Ту-2 АШ-82ФН с торпедным вооружением (Ту-2Т) выпускались заводом №23 с 1946 по 1948 годы. Самолет шел в серии под шифром "изделие К". В 1947 году в соответствии с Приказом МАП №782 от 14.12.46 г. завод начал выпускать торпедоносцы с оборудованием, приспособленным для применения реактивных торпед типа PAT. В 1947 - 1948 годах из ВВС в ВМФ были переданы несколько полков Ту-2, переформированных затем в минно-торпедные. Самолеты были переоборудованы под стандарт Ту-2Т. К началу 50-х годов в составе ВМФ имелось три минно-торпедных полка на Ту-2 (на Балтике - 66 МТАП, на Черном море - 5 МТАП, на Тихом Океане - 567 МТАП, сдавший свои машины в октябре 1951 года в 52 МТАП). Помимо СССР, Ту-2Т получила Болгария. На них, начиная с лета 1947 г. летал 25-й МТАП болгарских ВВС. Поступление на флот Ту-2Т и его освоение несколько затянулось, и в результате последние полки переучивались на них в 1952 г., когда на флот начали уже поступать первые реактивные торпедоносцы Ту-14Т. В связи с относительно небольшим количеством Ту-2Т, они так и не успели вытеснить из полков ВМФ устаревшие Ил-4Т и ленд-лизовские A-20G "Бостон". В результате все три типа эксплуатировались одновременно, до тех пор, пока их окончательно не заменили Ту-14Т, а затем в массовом порядке Ил-28Т.

В 1948 году было произведено переоборудование серийного Ту-2 2АШ-82ФН №20/56 в вариант дальнего торпедоносца. На этом самолете кроме торпедного оборудования был установлен в бомбоотсек дополнительный подвесной топливный бах емкостью 1000 л. На государственных испытаниях самолета, которые проводились с 8 июля по 12 августа 1948 года, были зафиксированы следующие данные:
– максимальная скорость с двумя торпедами - 501 км/ч;
– практический потолок с двумя торпедами - 7750 км;
– дальность полета с двумя торпедами, при взлетной массе 13500 кг - 2510 км;
– с одной торпедой, при взлетной массе 12880 кг - 3230 км.

В заключение по испытаниям отмечалось, что самолет Ту-2 в варианте торпедоносца с дополнительным подвесным баком государственные испытания выдержал и рекомендовался на вооружение ВМС в варианте дальнего торпедоносца для низкого торпедометания.

Помимо работ по переделки серийных Ту-2 в самолеты Ту-2Т, в ОКБ был подготовлен проект модификации самолета "62" в дальний торпедоносец самолет "62Т".

Переделка самолета "62" в торпедоносец "62Т" была проведена в июле 1946 г. Переделка самолета производилась следующим образом:
– в бомбоотсек был установлен дополнительный бензобак на 1020 л;
– под центропланом сделаны крепления для подвески двух торпед (держатели с замками);
– поставлено усиленное основное шасси, усилена стойка хвостового колеса;
– снят автомат курса АК-1 и установлен гиромагнитный компас ГМК-2;
– изменен состав радиосвязного оборудования и т.д.

С 2 августа по 28 сентября 1946 г. машина проходила заводские испытания (летчики-испытатели Ф.Ф. Опадчий и В.П. Марунов, ведущий инженер В.С. Морозов. Первый полет самолет "62Т" совершил 2 августа 1946 г. Заводские испытания продолжались до начала сентября, 10 сентября начались совместные испытания с ЛИИ. 28 сентября на самолете в полете загорелся левый двигатель, до 27 декабря машина восстанавливалась. С 2 января по 3 марта 1947 г. были проведены повторные испытания, во время которых была получена максимальная дальность полета 3800 км. Эти испытания проводились совместно с НИИ ВМС (НИИ-15). В заключении комиссии НИИ ВВС самолет "62Т" был признан по дальности полета значительно лучшим, чем все состоявшие на вооружение самолеты-торпедоносцы ВМФ. В серию самолет не передавался и в части авиации ВМФ не поступал. В мае 1947 г. самолет "62Т" был переделан в опытный дальний бомбардировщик "69" (Ту-8).

Подвеска торпеды под "62Т"


Два вида самолета "62Т", совместные испытания, 1947 г.


Бомбо-торпедное вооружение и варианты подвески на Ту-2 и Ту-2Т

Предыдущая Оглавление Следующая