Оглавление

Yak130UB002.jpg Yak130UB003.jpg

Як-130 в первоначальной окраске

Выход из создавшегося положения видится в использовании в локальных конфликтах современного учебно-боевого самолета, значительно более дешевого (как при закупке, так и в эксплуатации), оснащенного современным прицельным комплексом, относительно мощным вооружением (в том числе и высокоточным), а также обладающего комплексом боевой живучести, обеспечивающим защиту от пуль винтовочного калибра. По такому пути пошли многие страны мира, реально столкнувшиеся с необходимостью вести противоповстанческие действия. Как следствие, на мировом рынке появились варианты УТС с усиленным вооружением, оснащенные современной авионикой и комплексом боевой живучести (в частности, самолеты ВАЕ "Хок"100, Аэро Водоходы L-159, К-8 "Каракарум" и другие). Однако в связи с ростом стоимости "больших" истребителей и штурмовиков, а также общемировой тенденцией роста сепаратизма, рынок таких УБС, безусловно, будет все более расширяться.

Як-130, дорабатываемый в соответствии с дополнительными требованиями российских ВВС, должен эффективно решать как учебные, так и боевые задачи. На девяти узлах внешней подвески он способен нести практически всю номенклатуру средств поражения фронтовой авиации.

Комплекс бортового оборудования УБС имеет открытую архитектуру. Он включает вычислительное ядро из двух ЭВМ, резервирующих друг друга, с построенной в соответствии со стандартом MIL-ATD-1553 трехканальной системой мультиплексного информационного обмена. Навигационный комплекс Як-130 включает бесплатформенную систему на лазерных гироскопах, дополненную приемником спутниковой навигации (ГЛОНАСС/NAVSTAR).

Важной особенностью машины должно стать наличие на ее борту многофункциональной радиолокационной станции, способной "работать" как по воздушным, так и по наземным целям. К настоящему времени тип БРЛС еще окончательно не выбран, однако, по словам главного конструктора самолета К. Ф. Поповича, наиболее вероятными "кандидатами" для установки на борт Як-130 являются малогабаритные станции "Оса" или "Копье".

Маловысотную круглосуточную навигацию и применение высокоточного оружия по наземным целям должен обеспечивать контейнер с оптиколокационной (в том числе и тепловизионной) аппаратурой, размещенный на подфюзеляжном узле внешней подвески.

Информационно-управляющее поле кабин УБС Як-130 выполнено с использованием многофункциональных цветных жидкокристаллических индикаторов (МФИ) форматом 6x8 дюймов. По три таких индикатора будут размещены в каждой кабине. Резервная группа электромеханических приборов отсутствует. Член экипажа, размещенный в передней кабине, получит также возможность пользоваться нашлемным прицелом-индикатором. Таким образом, в части авионики Як-130 будет вполне соответствовать требованиям к "борту" 5-го поколения, что позволит ему не только хорошо воевать, но и обеспечит возможность эффективной подготовки летчиков модернизируемых и перспективных боевых самолетов.

Yak130UB004.jpg

Оглавление