Предыдущая Оглавление Следующая

203az016.jpg

Ту-16 203-го полка над. Красной площадью 1 мая 1954 г.

Очередной год принес совершенно новые задачи - предстояло научиться работать по морским целям, ставить с воздуха морские минные заграждения. Первыми новый вид боевых заданий осваивали руководящий состав полка и командиры эскадрилий. Полк традиционно принимал участие в воздушных парадах 1 мая, в День Воздушного флота и 7 ноября.

В 1954 г. начался новый этап развития Дальней Авиации - поступление в войска реактивных бомбардировщиков Ту-16. Как и в случае с Ту-4, лидерным стал 203-й полк. К концу года все 24 командира корабля освоили Ту-16, на базе полка прошли подготовку 12 командиров кораблей из других частей. Шестерка Ту-16, ведомая экипажами полка, прошла 1 мая над Красной площадью. Войсковые испытания Ту-16 проводились в 203-м полку в 1955 г. В этом же году полк в полном составе освоил новый бомбардировщик. В воздушном параде 1 мая приняло участие 20 экипажей - фактически весь полк.

В 1955 г. открылась новая глава в истории полка. Сразу после первомайского парада, 12 мая, полк временно был перебазирован на аэродром Липецк-2, а в августе постоянным местом базирования на несколько последних десятилетий стал аэродром Барановичи.

1957 г. ознаменовался полетами на предельный радиус действия Ту-16, 18 экипажей полка приняли участие в параде 1 мая в Москве, а 16 экипажей - в параде в честь Дня Воздушного флота в Ленинграде. На следующий год личный состав познакомился с дозаправкой в воздухе, хотя в основном полк отрабатывал выполнение боевых заданий в плотных порядках. За год были подготовлены четыре экипажа заправщиков, а три экипажа освоили прием топлива в воздухе. В июле проводилось учение, в ходе которого Ту-16 из 203-го полка работали с оперативных аэродромов Дальнего Востока.

Очередной этап развития Дальней Авиации — переход на сверхзвук. В 1960 г. теоретическую подготовку по Ту-22 прошли 19 командиров кораблей, 20 штурманов и 14 стрелков из 203-го полка. Освоение новой техники несколько затянулось: задача по полному переходу на Ту-22 была поставлена 1-й эскадрильи только в 1962 г. В 1962 г. налет на Ту-22 составил всего 86 ч, в то время как на Ту-16 - 3188 ч. В 1963 г. все летчики 1-й эскадрильи получили допуск к самостоятельным полетам на Ту-22, но налет оставался по-прежнему небольшим - всего 107 ч (на Ту-16 - 3688 ч).

В мае 1961 г. полк выведен из состава 45-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии и подчинен штабу 22-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии (директива ГШ СА №4/59209 от 22 февраля 1961 г.).

Освоение новой техники ослабило внимание командования и личного состава к эксплуатации Ту-16. Результат не замедлил сказаться: 27 апреля 1962 г. произошла катастрофа Ту-16 командира эскадрильи подполковника Д.К. Устюшина. При заходе на посадку днем в условиях дождя (видимость 3-4 км, высота нижнего края облаков 400-450 м) самолет коснулся земли на скорости 250-260 км/ч непосредственно перед торцом ВПП. В результате удара колес шасси о торец ВПП возникла перегрузка, превышающая предел прочности фюзеляжа в поперечном сечении. Произошло разрушение фюзеляжа по 26-му шпангоуту, от самолета отвалилась носовая часть фюзеляжа. При отрыве носовой части натянулась тросовая проводка системы управления двигателями - двигатели вышли на максимал. Фюзеляж с центропланом и крылом отделился от ВПП с углом тангажа порядка 70 град, на высоте 25-30 м «самолет» пролетел примерно полкилометра, после чего рухнул на полосу, разрушился и сгорел. Члены экипажа получили травмы средней тяжести, погиб оператор кормовой стрелковой установки старшина Павлов. Павлов не был привязан в момент посадки, при ударе самолета о ВПП старшина упал с кресла, и в этот момент сработал пирозаряд катапульты.

Согласно директиве ГШ СА от 25 апреля 1964 г. 1-й эскадрильи полка была поставлена задача освоить самолет Ту-22К. Некоторая путаница со сроками освоения Ту-22 связана с непростой судьбой этой машины, точнее - с хрущевскими гонениями на авиацию. Некоторое время судьба Ту-22 висела на волоске, определенность появилась только после смены власти в Кремле.

На вооружение поступили девять боевых Ту-22 и один учебно-тренировочный Ту-22У. В конце года в полку имелось уже 19 самолетов Ту-22, девять постановщиков помех Ту-22П и три учебных Ту-22У. Однако план полетов на Ту-22 был выполнен только на 36% по причине запрета, наложенного на полеты Ту-22 12 июня. В 1965 г. к освоению Ту-22 приступила 2-я эскадрилья. На вооружении 3-й эскадрильи пока оставались Ту-16, но личный состав к 20 декабря должен был переучиться на Ту-22К. На следующий год впервые общий налет на Ту-22 превысил общий налет на Ту-16: 744 ч против 144 ч. Правда, на Ту-22 летали исключительно днем и в простых метеоусловиях, в то время как полку в случае войны предстояло действовать ночью. В 1965 г. экипаж командира 2-й эскадрильи 203-го полка гвардии подполковника Осадчего впервые в СССР выполнил бомбометание на сверхзвуке.

Отработка пусков ракет Х-22 с Ту-22К одиночными экипажами производилась начиная с 1966 г., первый практический пуск произведен в 1968 г. экипажем командира полка гвардии полковника А.Н. Волкова. Александр Никитович Волков завершил карьеру маршалом авиации - министром Гражданской Авиации. Уместно отметить, что в должности начальника штаба служил гвардии подполковник Михаил Михайлович Опарин; генерал-лейтенант М.М. Опарин командовал Дальний Авиацией в 1997-2002 гг.

В 1968 г. полк стал полностью готов к боевому применению авиационного комплекса в составе ракетоносца Ту-22К и ракет Х-22. Большое внимание уделялось отработке мер по прорыву ПВО и уклонению от атак истребителей противника. Термин «воздушный бой» в приложении к стратегическому бомбардировщику звучит довольно странно, однако в том же 1968 г. личный состав провел 174 учебных воздушный боя. Конечно, здесь правильнее говорить о маневрировании с целью срыва атаки истребителями или об отрыве. По воспоминаниям летчиков Ту-22 срыв атак выполнялся довольно легко. На малой высоте и сверхзвуке редкая «птица» могла угнаться за ракетоносцем, не лишенным к тому же возможности маневра.

Предыдущая Оглавление Следующая