Оглавление

Практически каждая из разработанных под руководством П.Д. Грушина ракет становилась эпохой в развитии и совершенствовании этого вида ракетной техники. Всего коллективном "Факела" было создано 14 типов ракет, которые прошли около 30 модернизаций, в том числе ракеты для комплексов Войск ПВО страны С-75 ( 1Д, 11Д, 13Д и др.), С-125 (5В24 и 5В27), С-200 (5В21 и 5В28), С-300П (5В55 и 48Н6Е), для комплексов ПВО сухопутных войск "Оса" (9М33) и "Тор" (9М330), для корабельных зенитных комплексов М-1 (4К90 и 4K91); М-2 (В-753), М-11 (4К60), "Оса-М" (9М33) и "Кинжал" (9М330). Многие из перечисленных ракет эффективно применялись во время боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Для всех разработок П.Д. Грушина были характерны оригинальность замысла, передовая технология и высокая эффективность.

За выдающиеся заслуги перед Родиной Петр Дмитриевич Грушин был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, награжден семью орденами Ленина, его имя присвоено МКБ "Факел".

С начала шестидесятых годов работы по управляемым ракетам "воздух-воздух" проводились, за единичными исключениями, только двумя организациями Госкомитета по авиационной технике (в дальнейшем - Министерства авиационной промышленности) - заводом № 134 и ОКБ-4.

Расположенный в непосредственной близости от знаменитого аэродрома, в настоящее время - вплотную к метро "Тушинская", завод № 134 размещался на территории, с декабря 1931 г. занятой планерным заводом № 3. Знаменитый в дальнейшем конструктор O.K. Антонов возглавлял созданное при заводе КБ. В апреле 1939 г. планерный завод перепрофилировали в ЦКБ-1 Минсудпрорама во главе с В.И. Левковым, занимавшееся как бы кораблями, но в какой-то мере и летательными аппаратами - катерами на воздушной подушке.

С началом войны столь экзотичную технику сочли недостаточно актуальной и организацию вернули в Наркомат авиапромышленности, преобразовав в завод № 445 для выпуска двенадцатиместных десантных планеров конструкции O.K. Антонова. С наступлением немцев на Москву завод эвакуировали в Алапатьевск под Свердловском. По стабилизации военной обстановки под столицей в 1942 г, на территории в Тушино организовали завод № 464 по выпуску известных бипланов У-2 и легких транспортных самолетов Як-6. В августе 1943 г. это производство передислоцировали в Долгопрудный, а на его месте разместили вернувшийся из эвакуации завод № 445. Вскоре на нем разместили КБ П.О. Сухого с преобразованием в опытный завод № 289, который в 1945 г. объединили с заводом № 134, ранее работавшим в обеспечение деятельности ОКБ В.Г. Ермолаева, который скончался в 1944 г. После ликвидации КБ Сухого это объединение под наименованием "Завод № 134" по Постановлению от 14 сентября 1949 г. №5185-1930 передано коллективу главного конструктора И.И. Торопова.

Деятельность Ивана Ивановича Торопова до настоящего времени не получила достойного отражения даже в специальной литературе. Закончив в возрасте 23 лет МВТУ им. Баумана в 1930 г, он более тридцати лет проработал в области создания авиационного вооружения. В 1934 г. он возглавил КБ завода № 32. В 1944 г. по возвращении из эвакуации из города Кирова это КБ было объединено с вернувшимся из Куйбышева заводом № 454 (до эвакуации - филиал ОКБ-32 при заводе № 487). Торопов стал главным конструктором объединенной организации, получившей наименование ОКБ-43. Основной тематикой коллектива Торопова до перевода на завод № 134 стало создание прицелов для подвижных стрелковых пулеметных и пушечных установок самолетов Пе-2, Ту-2, Ил-2, Ил-4, Ер-2, а также системы оборонительного вооружения для Ту-4 - ПВ-20.

Предвидя будущее военной авиации, И.И. Торопов принял решение о переходе на новую тематику и поставил своей целью создать конструкторский коллектив, способный наряду с разработкой "классического" вооружения создавать авиационные и зенитные управляемые ракеты.

Конструкторы завода № 134 были привлечены к разработке ракет "воздух-воздух" декабрьским Постановлением 1954 г. Наряду с этим, с 1958 г. коллектив Торопова занялся разработкой ракеты 3М9 для подвижного зенитного ракетного комплекса Сухопутных войск "Куб". Создание зенитной ракеты с твердотопливным комбинированным ракетно-прямоточным двигателем оказалось исключительно сложной задачей, заданные Правительством сроки не были выполнены. В порядке "оргвыводов" с конца 1961 г. Торопов был снят с должности, после чего вплоть до кончины в 1977 г. работал на профессорской должности в МАИ. Торопов не успел завершить и разработку ракеты "воздух-воздух" К-13, в отличие от "Куба" проходившую отработку без особых драматических эпизодов. Жизнь подтвердила необоснованность расправы над Тороповым - разработка комплекса "Куб" была успешно завершена, он исключительно эффективно применялся в локальных войнах, до сих пор состоит на вооружении Российской армии и вооруженных сил десятков зарубежных стран. Ракета 3М9 семь раз проходила модернизацию. Не менее массовым и еще более распространенным оружием стала и К-13, а также ее многочисленные модификации. В настоящее время государственное МКБ "Вымпел" носит имя И.И. Торопова. За выдающиеся успехи в создании авиационного вооружения и ракетной техники И.И. Торопов удостоен звания лауреата Сталинской премии, награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного знамени и орденом Красной Звезды.

AAM02062.jpg

Торопов Иван Иванович

После ухода Торопова ОКБ завода № 134 в течении двух десятилетий возглавлял его бывший заместитель, выпускник МАИ Андрей Леонидович Ляпин, заслуги которого в создании ракетной техники и авиационного вооружения отмечены присвоением звания Героя Социалистического труда и лауреата Ленинской премии. Под его руководством был созданы ракеты К-23 и К-24 - основное вооружение такого этапного самолета нашей авиации, как МиГ-23, а также велась разработка ракет К-27 и К-27Э для вооружения истребителей IV поколения.

Другая основная организация по разработке ракет "воздух-воздух", была сформирована в ОКБ-4 Минавиапрома в соответствии с Постановлением Партии и Правительства 1954 г. Однако фактически деятельность в ракетой технике ее руководителя, М.Р. Бисновата, началась намного раньше.

Матус Рувимович Бисноват, родившийся в Никополе в 1905 г., после окончания рабфака в 1926 г. поступил на аэромеханический факультет МВТУ. С 1930 г. факультет преобразовали в Московский авиационный институт, который Бисноват окончил в 1931 г. С 1934 г. он становится заместителем главного конструктора КБ ЦАГИ. До Великой отечественной войны под руководством Бисновата были созданы экспериментальные скоростные самолеты СК-1 и СК-2. В первые военные годы он работал над созданием ракетного перехватчика "302" в руководимом А.Г. Костиковым НИИ реактивной техники (НИИ РТ). Судя по всему, не он несет ответственность за то, что эта разработка закончилась довольно бесславно, фактически - разгоном НИИ РТ. Огорчивший руководство страны срыв сроков создания перехватчика "302" определялся неудачами в части создания двигателей, а не в разработке самолета.

Оглавление