Этот Ил-4 при ночной посадке налетел на автостартер, 28 августа 1943 г
Сборка самолетов для эскадрильи «Советское Приморье» на заводе № 126, 1943 г. Эти машины потом воевали в составе 21-го ап дд.
И мощное вооружение, и броня проистекали от перспектив вновь использовать Ил-4 днем. Но на самом деле такого кардинального переворота в тактике применения дальних бомбардировщиков не произошло, а потому и дневная модификация оказалась не нужна. Летали по-прежнему ночью. Другое дело, что с обретением боевого опыта тактические приемы постоянно совершенствовались. В ответ на создание немцами сети радиолокационных станций вдоль фронта АДД стала использовать изменение маршрутов и высот полета, эшелонирование боевых порядков, сброс металлизированной ленты для постановки помех. Зону работы радиолокаторов «Илы» преодолевали на малой высоте, используя рельеф местности. На подходе к цели они поднимались вверх, часто меняя направление. Небольшие подразделения атаковали второстепенные объекты, отвлекая на себя систему ПВО. Система световых и радиомаяков, приводных радиостанций обеспечивала безошибочный выход к целям.
Проводы на фронт эскадрильи «Дальневосточный чекист», Хабаровск, 10 февраля 1943 г.
Налеты становились все более массированными. Бомбардировщики выходили на цели с разных направлений. Выделялись группы самолетов для подавления зенитной артиллерии, прожекторных установок. Впереди основной массы бомбардировщиков шел эшелон обеспечения. Его задачей было найти цель и обозначить ее, обычно создав очаги пожаров. Специальные полки ночных охотников-блокировщиков (первый из них сначала тоже летал на Ил-4) парализовывали аэродромы ночных истребителей противника.
По такой же схеме организовывали налет на Брянск летом 43-го. «Утюжили» железнодорожный узел. Фоторазведчики потом сообщили, что летчики АДД уничтожили несколько сот вагонов с боеприпасами и горючим, эшелоны с войсками — потери немцев составили до 3000 человек.
Железнодорожные узлы и аэродромы в ближнем тылу противника являлись основными целями для АДЦ Но летали и на Германию — на Кенигсберг, Данциг, Тильзит и Инстербург.
Дальние бомбардировщики приняли участие во всех крупных кампаниях 43-го. К сражению на Курской дуге привлекли 740 самолетов АДД, в основном — Ил-4. В июле-сентябре дальние бомбардировщики помогали прорвать блокаду Ленинграда. Здесь против укреплений часто применяли бомбы ФАБ-1000. Они подвешивались под фюзеляжем. Взлетать с ними было очень трудно — бомба раскачивалась сама и раскачивала самолет. В полете же ее сопротивление заметно гасило скорость.
К началу 1944 г. многие недостатки Ил-4 уже были в значительной мере устранены. Жаль, что сам он к этому времени устарел. Но замены ему пока не было. В АДД эти машины по численности значительно превосходили В-25 и Ли-2 (переоборудованный в бомбардировщик транспортный ПС-84).
Конструкторы сосредоточились на одном из до сих пор не устраненных дефектов — уменьшении нагрузок на штурвал при полете на одном моторе. В мае 1944 г. в НИИ ВВС испытывался самолет с увеличенным по хорде на 40% триммером. Летчик подполковник Ашитков отметил, что триммер эффективнее старого, но нагрузок полностью не снимает. Самолет летит с креном 2-7° в сторону работающего мотора. Но триммер рекомендовали. Его внедрили в Комсомольске с 140-й серии.
Другой вариант отрабатывался в ЛИИ. На одном Ил-4 с регулятора оборотов винта Р-7 сняли упоры большого шага. Это позволило убрать обороты задросселированного мотора 850-1050 об/мин (вместо 1600 об/мин). Это тоже не решило проблемы, хотя несколько облегчило работу пилота. На всех Ил-4 в частях порекомендовали упоры снять. Пытались внедрить винт АВ-5ФВ-158А диаметром 3,5 м. Имея больший диапазон поворота лопастей, они позволяли уйти на еще меньшие обороты. Новые пропеллеры также сократили разбег — процентов на десять. Но одновременно упала скорость у земли (на 6 км/ч). Ненадежно оказалось и регулирование оборотов. Но в целом для ильюшинской машины при одном неработающем моторе считалось, что «...без вмешательства штурмана через второе управление длительный полет практически невозможен».