Предыдущая Оглавление Следующая

F-111024.jpg

Место командира в кабине F-111

Модификации F-111А и F-111В были унифицированы на 84%. Флотский вариант имел более короткую носовую часть фюзеляжа (кроме того, в стояночном положении носовая часть фюзеляжа для уменьшения габаритов при размещении на авианосце отклонялась вверх), носовую опору шасси с колесами меньшего диаметра и пневматики всех колес с более высоким давлением. К консолям крыла на F-111 В крепились законцовки длиной по 1,07. Более длинное крыло при установке в положение максимальной стреловидности образовывало вместе со стабилизатором квазитреугольное крыло. Основное различие между модификациями заключалось в составе бортового электронного оборудования. С точки зрения БРЭО F-111A и F-111B вполне можно считать разными машинами. Так, оба варианта были оснащены инерциальными системами фирмы Литтон, но они выполнялись в различных вариантах.

Интеграцию электронного борта самолета F-111А проводила фирма Аутонетикс. Комплект БРЭО получил обозначение Mk.l. Особенность системы являлось наличие двух, фактически трех, радиолокаторов — РЛС Дженерал Электрик AN/APQ-113 и двухканальной РЛС Тексас Инструменте AN/ APQ-110.

Радиолокатор Дженерал Электрик AN/APQ-113 служит для поиска и сопровождения воздушных целей, кроме того он имеет «навигационный» режим картографирования местности.

В состав РЛС AN/APQ-110 входят две параболических антенны диаметром по 203 мм, два приемника, два передатчика и два блока обработки сигнала. Основное назначение станции - обеспечение полета с огибанием рельефа местности. Одновременная работа двух каналов РЛС позволяет летчику пилотировать самолет в комбинированном режиме следования рельефу местности (автоматически) и огибания препятствий по курсу (вручную). Кроме того, один из каналов РЛС AN/ APQ-110 может работать в режиме картографирования (дублируя работу РЛС AN/APQ-113) или определения дальности до выбранного наземного объекта параллельно работе другого в режиме следования рельефу местности

.F-111026.jpg

Шеф-пилот фирмы Дженерал-Электрик Вэл Прал в кабине F-111

Антенны всех трех радаров размещены в носовой части фюзеляжа под радиопрозрачным обтекателем. Большая по площади антенна РЛС AN/APQ-113 установлена над антеннами РЛС AN/APQ-110. Сигналы от РЛС подаются на автопилот, которые при работе в режиме следования рельефу местности осуществляет управление самолетом по крену и тангажу без вмешательства летчиков.

Истинная высота полета контролируется двумя радиовысотомерами Ханиуэлл AN/APN-167. В полете с включенным автопилотом при уменьшении высоты до критической, радиовысотомеры автоматически переводят самолет в набор высоты.

Ядром бортового комплекса F-111В являлась система управления оружием AN/AWG-9, включавшая инфракрасный пеленгатор и мощную РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей. Различалось и вооружение класса воздух-воздух для обоих вариантов F-111: ракеты «Феникс» на флотском варианте и перспективные УР «Кондор» (до серийного производства не доводилась) на сухопутном.

ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Впервые F-111A оторвали от земли летчики-испытатели фирмы Дженерал Дайнемикс Ричард Л. Джонсон и Вэл Прал. Полет состоялся 21 декабря 1964 г. на авиабазе Карсуэлл. Гордость американского авиапрома в полете предстояло сопровождать пяти самолетам - двум Т-33, двум Т-38 и одному F-106. Взлет прошел блестяще, но через 15 минут полета на высоте 3000 м летчики не смогли убрать закрылки из-за заедания замка. Вместо положенного по заданию часа, полет продолжался всего 24 минуты. На посадке пришлось поволноваться наземным службам - за F-111A тянулся шлейф дыма. К месту посадки срочно вызвали вертолет НН-43В с противопожарным оборудованием. Как выяснилось после посадки, никакого пожара не произошло, просто из тормозной системы шасси выбивало избыток нагревшегося масла. За первым полетом прототипа наблюдали не только представители командования ВВС США, но и маршал авиации Вэлстоун Хэнкок - начальник штаба Королевских ВВС Австралии.

F-111025.jpg

Первый взлет F-111

Предыдущая Оглавление Следующая