Предыдущая Оглавление Следующая

В 2005 г. должна начаться трехэтапная программа модернизации связной системы. В ходе реализации этой программы самолеты намечается оснастить системой оперативного перенацеливания тактических крылатых ракет, средствами обеспечения секретности связи в широком диапазоне частот и тактической системой обмена данными "Линк-16". В 2005 г. также предполагается приступить к размещению на борту бомбардировщиков усовершенствованной системы РЭБ, которая, в частности, позволит вести поиск вражеских средств РЭП. На эти работы намечено выделить сотни миллионов долларов.

Наконец, ВВС США вновь проявляют интерес к приостановленной несколько лет назад программе переоснащения большей части парка стратегических бомбардировщиков Боинг В-52Н (в настоящее время в строю находится 94 самолета, из них девять - в резерве) новыми двигателями. Несмотря на то, что остаточный ресурс используемых ТРДД Пратт-Уитни TF-33 вполне достаточен, министр ВВС Джеймс Рош заявил, что после их замены на более современные двигатели бомбардировщики будут иметь гораздо большие дальность и продолжительность полета. Пока будет решаться финансовая сторона вопроса, ВВС планируют в порядке эксперимента оснастить один самолет В-52Н новой силовой установкой и провести его испытания.

Замена восьми ТРДД TF-33 с малой степенью двухконтурности на четыре высокоэкономичных двигателя с большой степенью двухконтурности, согласно оценкам экспертов комитета оборонных технологий министерства обороны (DSB), приведет к увеличению дальности полета самолета В-52Н, повысит оперативную гибкость (так как в ряде случаев можно будет отказаться от дозаправок топливом в полете) и значительно снизит эксплуатационные расходы. При расчетной стоимости программы переоснащения 3-3,5 млрд. долл. ожидаемая экономия (за счет повышения топливной эффективности почти на 30% и уменьшения как минимум в два раза числа заправок топливом в полете) может составить 6-9 млрд. долл., а снижение затрат на техническое обслуживание даст дополнительный выигрыш в 3 млрд. долл. в расчете на весь оставшийся жизненный цикл самолета. Предполагается, что бомбардировщики В-52Н останутся на вооружении до 2037 г. независимо от замены двигателей.

Бомбардировщики В-52Н, несмотря на свой 40-летний срок службы (их производство было прекращено в 1962 г), до сих пор способны выполнять широкий спектр задач в современной войне. Самолет достаточно универсален, так как может нести чрезвычайно разнообразное вооружение, используемое американскими ВВС. По планам ВВС, в ближайшее время 18 самолетов В-52Н, имеющих максимально выработанный ресурс, будут сняты с вооружения. Оставшиеся 76 бомбардировщиков предполагается оснастить новыми ТРДД. В настоящее время проводится оценка двигателей Роллс-Ройс RB211 и Пратт-Уитни PW2040 (не исключено применение ТРДД Дженерал Электрик СР6-50 или СР6-80С2).

ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ ЕДИНОГО ББС UCAV ДЛЯ ВВС И ВМС

DARPA приступило к первому этапу работ по созданию единого (для ВВС и ВМС) боевого беспилотного самолета (ББС) UCAV. Предполагается, что фирмы Боинг и Нортроп Грумман на конкурсной основе построят, соответственно, экспериментальные ББС X-45С и Х-47В, один из которых станет основой для разработки серийного самолета.

Фирма Боинг планирует построить три ББС Х-45С по контракту стоимостью 140 млн. долл., а фирма Нортроп Грумман - два самолета Х-47В, на которые предполагается израсходовать 160 млн. долл. К настоящему времени фирма Боинг в рамках программы разработки беспилотного боевого самолета для ВВС построила и проводит летные испытания двух экспериментальных ББС Х-45А. При разработке ББС Х-45А фирма Боинг рассматривала будущий серийный ББС как ударный летательный аппарат, предназначенный для подавления средств ПВО противника (операции SEAD) с помощью корректируемых авиабомб (КАБ) JDAM малого калибра. При этом один оператор, находящийся на наземном командном пункте, должен был одновременно контролировать четыре ББС, находящихся в воздухе, или два ББС, непосредственно наносящих удары по целям.

Следующим шагом в разработке ББС для ВВС должен был стать более крупный экспериментальный самолет Х-45В.

Однако в начале 2003 г. DARPA поручило фирме Боинг приступить к разработке более совершенного экспериментального ББС Х-45С, который, по сути дела, мог бы стать предсерийным самолетом.

Фирма Нортроп Грумман по заданию ВМС в рамках программы UCAV-N разработала экспериментальный ББС Х-47А "Пегас", проходящий в настоящее время летные испытания. В соответствии с заключенным контрактом была запланирована постройка двух ББС Х-47А.

В настоящее время фирма Нортроп Грумман занимается разработкой экспериментального палубного ББС X-47В, который будет существенно отличаться от самолета Х-47А. Самое главное отличие будет заключаться в том, что если ББС Х-47А был выполнен в виде ромбовидного "летающего крыла", то самолет Х-47В будет иметь стреловидные консоли (в результате чего он станет несколько похож на бомбардировщик В-2А). ББС Х-47В будет иметь один ТРДД, установленный в центральной части фюзеляжа; по бокам двигательного отсека расположатся два внутренних отсека, в каждом из которых будет размещаться одна КАБ JDAM калибром 900 кг.

Фирма Боинг также работала над проектом палубного ББС Х-46, который во многом напоминал самолет X-45А. Подробных сведений о конструкции ББС Х-46 не публиковалось.

Требованиями ВВС и ВМС к единому ББС предусматривается, что это должен быть самолет взлетной массой 13400-18000 кг и размерами, соответствующими размерам палубного истребителя-бомбардировщика Боинг F/A-18. Его расчетный боевой радиус должен составить примерно 2400 км (т.е. в три раза больше, чем задававшийся для ББС Х-45В), а продолжительность полета - не менее 12 ч. Предусматривается возможность барражирования в течение 2 ч с бомбовой нагрузкой 2050 кг (размещенной внутри фюзеляжа) на расстоянии 1850 км от места базирования. Для реализации программы создания единого ББС в конце 2003 г. планируется сформировать управление по координации работ JPO (Joint Programme Ofice).

После того как была выдвинута идея создания единого беспилотного самолета для ВВС и ВМС фирма Нортроп Грумман запланировала доработку ББС Х-47В под требования ВВС. Фирма Боинг, в свою очередь, начала пересматривать проект ББС Х-45С, используя для этого отдельные элементы ББС Х-46. Самолет Х-45С имеет максимальную взлетную массу 16750 кг и крыло размахом 14,95 м (самолет Х-45В должен был иметь взлетную массу 10000 кг и размах крыла 9,15 м). Если самолеты Х-45А и Х-45В выполнялись по схеме "бесхвостка" со стреловидными консолями, то ББС Х-45С будет представлять собой "летающее крыло" с пилообразной задней кромкой. В результате пересмотра проекта ББС X-45В конструкция его планера будет усилена, установлен откидной посадочный гак, а также расширен состав авионики.

РАЗРАБОТКА ФИРМОЙ ЛОКХИД МАРТИН УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫХ КОРРЕКТИРУЕМЫХ АВИАЦИОННЫХ БОЕПРИПАСОВ

На основе опыта применения высокоточных авиационных боеприпасов в Афганистане в 2001-2002 гг. во время операции "Несокрушимая свобода" фирма Локхид Мартин предпринимает усилия по их совершенствованию. Например, бомбардировщики Боинг В-52Н сбросили более 700 кассетных авиабомб CBU-87, оснащенных системой коррекции ветрового воздействия WCMD. Фирма Локхид Мартин сделала вывод о целесообразности дооснащения этих авиабомб (снабженных в настоящее время упрощенным блоком инерциальной коррекции IMU) спутниковой навигационной системой GPS. В результате должна возрасти эффективность боеприпаса при использовании его в условиях высокогорья, так как, помимо увеличения точности, система GPS обеспечивает выдачу трехмерной информации о положении авиабомбы в пространстве по сравнению с двухмерной, выдаваемой системой IMU.

Предыдущая Оглавление Следующая