"ТАЙФУН" ПРИНЯТ НА ВООРУЖЕНИЕ
30 июня 2003 г. на заводе концерна EADS в Манхинге (ФРГ) состоялась церемония, посвященная официальному принятию на вооружение ВВС Германии, Италии, Великобритании и Испании многоцелевого истребителя Еврофайтер "Тайфун". На церемонии присутствовали министры обороны перечисленных выше стран, а также исполнительный директор консорциума Еврофайтер Филиппо Баньято (Filippo Bagnato).
В 2003 г. должно быть поставлено 28 самолетов. ВВС Германии получат восемь самолетов, Италии - пять, Великобритании — 11 и Испании — четыре. Первый контракт предусматривает постройку 148 самолетов "Тайфун". К настоящему времени на заводах консорциума Еврофайтер изготовлены комплектующие для 110 истребителей. Второй контракт на изготовление 236 самолетов "Тайфун" должен быть подписан в конце 2003 г.
Еврофайтер "Тайфун"
Истребители, строящиеся по первому контракту, являются перехватчиками, а самолеты, которые будут строиться по второму контракту с 2006 г., уже получат возможность нанесения ударов по наземным целям.
Всего будет построено 620 истребителей "Тайфун": 180 - для Германии, 121 - Италии, 232 - Великобритании и 87 - Испании.
САМОЛЕТ ЭРБАС А400М В КАЧЕСТВЕ НОСИТЕЛЯ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ
В настоящее время управление по вооружениям при министерстве обороны Великобритании (DPA) рассматривает возможность использования военно-транспортного самолета Эрбас А400М в качестве носителя крылатых ракет. Эта работа проводится в рамках исследований концепции тяжелого транспортного самолета LNPA (Large Non Penetrating Aircraft), способного нести авиационные крылатые ракеты с обычной боеголовкой (CALCM) и запускать их без преодоления линии фронта. Европейская ракетостроительная фирма MBDA получила от DPA задание оценить эффективность такой системы. Над этой же проблемой работает другая группа в составе английских фирм Аэросистемз Интернешнл и Смит Аэроспейс.
Концептуальные исследования самолета LNPA рассчитаны на 2,5 года, и на их выполнение выделено 7,5 млн. евро. В значительной мере они являются составляющей частью программы разработки будущей авиационной ударной системы FOAS (Future Offensive Air System), развернутой в первой половине 1990-х годов и предусматривающей создание летательного аппарата (пилотируемого или беспилотного), предназначенного для замены истребителей-бомбардировщиков Панавиа "Торнадо" GR.4A после их снятия с вооружения в 2017-2018 гг. Программа FOAS должна обеспечить поражение стационарных и подвижных целей в глубине обороны противника без риска потери своих самолетов и экипажей.
Предварительные оценки показали реальность создания авиационной системы LNPA/CALCM. Выбор фирмы MBDA в качестве головной в составе промышленной группы, выполняющей задание DPA, показывает, что именно этой концепции отдается предпочтение. Важную роль играет и то, что в программе FOAS экономический критерий является определяющим, а предложенная концепция может оказаться весьма эффективной с точки зрения эксплуатационных расходов.
Создание системы LNPA/CALCM потребует решения ряда технических проблем, среди которых схема размещения крылатых ракет в грузовом отсеке самолета, процесс их запуска, состав средств управления и т.д. Кроме того, необходимо создать каналы обмена данными с помощью связных спутников, а также интегрировать в комплекс систему анализа результатов ракетного удара.
Пока окончательно не определено, будет ли самолет-носитель LNPA полностью новым проектом или вариантом одного из существующих военно-транспортных самолетов. Сейчас предпочтение отдается самолету А400М, хотя в качестве вариантов рассматриваются самолеты Локхид Мартин C-130J и Боинг С-17. Окончательное решение по выбору самолета должно быть сделано к 2006 г., а в 2010 г. предполагается приступить к отработке запуска ракеты из фюзеляжа самолета. Не исключено, что для первых пусков будет использоваться самолет С-130J, так как самолет А400М вряд ли будет приспособлен для таких испытаний.
В качестве крылатой ракеты для самолета LNPA предлагается тактическая ракета "Шторм Шэдоу" или ее вариант SCALP-EG. Обе ракеты разработаны фирмой MBDA, которая своим участием в разработке концепции LNPA/CALCM рассчитывает укрепить свое положение на рынке авиационных крылатых ракет.
ИЗРАИЛЬ
ИЗРАИЛЬ СОЗДАЕТ РАКЕТУ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ
На 45-й Парижской авиационно-космической выставке (14-22 июня 2003 г.) израильская фирма Рафаэль впервые демонстрировала управляемую ракету класса воздух - воздух "Питон" 5 (см. рисунок), которую она рассматривает как пятое поколение среди таких ракет. Разработка ракеты началась в 1997-1998 гг. В настоящее время ракета "Питон" 5 проходит летные испытания и ее предполагается принять на вооружение авиации ВВС Израиля в начале 2005 г. Сначала она будет использоваться на истребителях Локхид Мартин F-16, а в дальнейшем ее носителями могут стать другие боевые самолеты.
Новая ракета является дальнейшим развитием ракеты "Питон" 4 и отличается рядом усовершенствований, повышающих ее боевые возможности. В частности, ракета способна поражать цели, находящиеся за пределами визуальной дальности. В носовой части ракеты расположена сдвоенная тепловая система наведения (dual-waveband imaging-infrared seeker - 12R), способная передавать тепловое изображение цели в фокальной плоскости*. Она имеет угол зрения более 100° в обе стороны от продольной оси самолета. Головка самонаведения может обнаруживать цели с малой сигнатурой в неблагоприятных условиях, а также обладает защищенностью от широкого диапазона мер противодействия. По заявлению фирмы Рафаэль, тепловые ловушки для ракеты "Питон" 5 "не будут являться проблемой". Еще одной новинкой является инерциальная система на волоконно-оптических гироскопах, которая обеспечивает полет ракеты на среднем участке траектории. Ракета может запираться на цель до запуска или во время полета. В любом случае летчик получает на дисплее в кабине тепловое изображение цели.
Ракета "Питон" 5 оснащена усовершенствованным РДТТ, который позволяет получить скорость полета, соответствующую числу М=4, без потери маневренности. Для управления ракетой используются аэродинамические поверхности управления; система управления вектором тяги двигателя отсутствует. Дальность полета ракеты составляет 20км. Масса ее боевой части равна 11 кг. Фирма Рафаэль сообщила, что ракета "Питон" 5 может поражать цели в ракурсе 360°.
* Как отмечают зарубежные эксперты, до сих пор аналогичная система наведения используется только на французской ракете "Мика" IR и английской ракете ASRAAM. Система 12R будет также применяться на разрабатываемой в США ракете AIM-9X и на ракете IRIS-T, создаваемой группой европейских фирм. Исследования аналогичных ракет ведутся Россией, КНР, Украиной и ЮАР.