НОВЫЕ КИТАЙСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ НА "ЭЙРШОУ ЧАЙНА-2002"
Владимир ИЛЬИН
Модель истребителя CY-1
Традиционным местом деловых встреч российских и китайских авиастроителей вот уже десятилетие является авиасалон в Чжухае - крупном промышленном и торговым центре южной провинции Гуандун.
На авиасалоне "Эйр Чайна-2002", состоявшемся 4-7 ноября, было представлено 28 стран, производящих авиационную и ракетную технику, в том числе и ведущие авиастроительные державы мира - Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, такие производители авиационной техники, как Боинг, Сухой, Антонов, Роллс-Ройс, Эрбас, EADS и др., крупнейшие авиаперевозчики. Разумеется, широко демонстрировалась продукция китайской авиационной промышленности - в первую очередь государственных концернов AVIC I и AVIC II.
"Логическим центром" экспозиции государственного авиастроительного концерна AVIC I стал натурный макет перспективного легкого многоцелевого истребителя FC-1, разрабатывающегося с 1994 года с ориентацией, преимущественно, на экспорт (одним из его основных заказчиков являются ВВС Пакистана). Самолет представляет собой дальнейшее развитие поистине "бессмертной" линии легкого истребителя МиГ-21/J-7. Он оснащен современной авионикой, в частности - итальянской малогабаритной БРЛС Галилео "Грифо" S7, являющейся дальнейшим развитием станций "Грифо" 7 и "Грифо" 7MG, устанавливаемых на самолетах F-7 и F-7MG. На семи узлах внешней подвески на "малозаметных" держателях может размещаться до 3800 кг боевой нагрузки, включающей ракеты класса воздух-воздух малой (PL-9) и средней (SD-10 и PL-11) дальности. ТРДДФ российского производства РД-93 тягой 8300 кгс обеспечивает самолету достижение максимальной скорости, соответствующей М=1,6, и практического потолка, равного 16500 м. Перегоночная дальность с ПТБ составляет 3000 км.
По заявлению представителей фирмы-разработчика, проектирование истребителя FC-1 к настоящему времени полностью завершено и 16 сентября 2002 г. на авиазаводе в Chengdu состоялась официальная "закладка" первого опытного самолета.
Параллельно с программой FC-1 для собственных ВВС в Chengdu создается более простой и дешевый истребитель J-7MF, летные испытания которого начались в ноябре 2000 года, вскоре после закрытия "Чайна Эршоу-2000" (модель этой машины также была представлена на выставке). Но, по словам представителей фирмы, первые полеты выявили необходимость внесения ряда изменений в конструкцию самолета (в частности - в систему управления, сочетающую механические и электродистанционные каналы). В результате сроки завершения летных испытаний были продлены.
Самолет J-7MF, выполненный по аэродинамической схеме "продольный триплан", оснащен подфюзеляжным нерегулируемым воздухозаборником, по своей конструкции напоминающим воздузозаборник другого перспективного китайского истребителя - J-10. На первом опытном J-7MF установлен ТРДДФ "Кунлун" I (7200 кгс) и БРЛС "Грифо" 7. Серийные истребители предполагается оснащать двигателями "Кунлун"II (7600 кгс). При этом возможно использование радиолокационного оборудования как китайского, так и российского производства.
На "Эйршоу Чайна - 2002" был представлен натурный макет еще одного перспективного самолета - сверхзвукового учебно-боевого FTC-2000, разработанного авиастроительным объединением GAIC (ранее производившим УТС FT-7, FT-7A и FT-7P). Самолет, ведущий свою родословную от "спарки" МиГ-21У, имеет новую переднюю часть фюзеляжа с боковыми воздухозаборниками, крыло увеличенной площади с изломом по передней кромке, развитые подфюзеляжные гребни. Удачная компоновка кабины обеспечивает переднему и заднему летчикам хороший обзор в направлении вперед-вниз. В носовой части фюзеляжа предусмотрена возможность размещения БРЛС. Современное информационно-управляющее поле кабины выполнено с использованием многофункциональных цветных дисплеев. В хвостовой части самолета размещен ТРДФ WP-13F(C) развивающий тягу 6450 кгс. С правой стороны фюзеляжа размещена неубирающаяся Г-образная штанга системы дозаправки в воздухе (она необходима как для обучения летчиков элементам дозаправки, так и для расширения тактических возможностей самолета).
Самолет может решать не только учебные, но и боевые задачи. На пяти узлах внешней подвески FTC-2000 может размещаться различное вооружение (в том числе и перспективные УР класса воздух-поверхность). Предполагается, что летные испытания самолета начнутся в 2003 году.
Одной из наиболее интересных разработок китайских специалистов, впервые продемонстрированной на выставке, стала модель (выполненная в масштабе 1:3) высокоманевренного самолета CY-1, создаваемого Пекинским авиационным научно-исследовательским центром (входящим в концерн AVIC.
Двухместная машина имеет оригинальную аэродинамическую компоновку, напоминающую компоновку "триплан". Отличие заключается в том, что хвостовые цельноповоротные плоскости имеют отогнутые вниз законцовки, выполняющие функции вертикальных аэродинамических поверхностей.
Самолет оснащен одним ТРДДФ WP7 (7000 кгс) и обычной электромеханической системой управления. По словам разработчиков машины, установка ЭДСУ не планируется. Утверждается, что самолет CY-1 будет обладать высокими характеристиками маневренности, устойчивости и управляемости на больших углах атаки. Хотя на выставке в Чжухае CY-1 был представлен как экспериментальный самолет, наличие на модели управляемого вооружения класса воздух-воздух и воздух-поверхность (общую массу которого можно оценить в 3000 кг) свидетельствует о том, что в перспективе машина может трансформироваться в полноценный легкий истребитель.
Еще одним важным событием "Эйршоу Чайна - 2002" стала первая демонстрация модели сверхзвукового учебно-боевого самолета углубленной подготовки L15, создаваемого авиастроительным объединением Хонгду (входящим в AVIC I). Самолет с тандемным расположением экипажа имеет интегральную компоновку и оснащен двумя ТРДДФ тягой по 3500 кгс, что при нормальной взлетной массе 6500 кг обеспечивает ему тяговооруженность, превышающую 1.
Учебно-боевая машина имеет цифровую ЭДСУ, а также современную авионику (в частности - информационно-управляющее поле кабины экипажа, выполненное с использование многофункциональных экранных индикаторов) . В носовой части фюзеляжа может располагаться БРЛС (внешне там хорошо смотрелась бы НИИПовская станция "Оса"). Самолет оснащен 23-мм встроенной пушкой. На внешних узлах подвески может располагаться вооружение различных классов (в том числе и управляемое), обеспечивающее поражение как воздушных, так и наземных целей.