Оглавление

В военных округах боевая тревога

К моменту нападения Германии на СССР в пяти приграничных военных округах имелось в наличии около 180 Пе-2 из 391, числившегося в строю. А всего к 22 июня заводы успели выпустить 490 новых пикировщиков. В масштабах советских ВВС это было немного. Следует учесть, что перед войной на Пе-2 начали переходить около 60 полков, а пятиэскадрильный бомбардировочный полк того времени имел по штату более 60 боевых самолетов.

Правда, по планам полностью должны были перевооружиться только 28 полков. Поэтому в большинство частей успели попасть лишь отдельные Пе-2.

Устаревшие СБ составляли около 70% всего парка фронтовой бомбардировочной авиации. Лишь один полк к началу войны был укомплектован Пе-2 полностью — уже упоминавшийся 95-й.

В морской авиации Пе-2 было еще меньше. Всего 10 машин этого типа имелось на 22 июня в ее боевом составе: по пять единиц на Черном море и Балтике, и еще три находились в морских авиаучилищах. Кроме того, Пе-2 первых серий были еще очень "сырыми". Не была отработана система заполнения бензобаков нейтральным газом, неудовлетворительным являлось бронирование. Самолеты поступали в строевые полки часто в небоеспособном состоянии; многие из них были не полностью укомплектованы и не имели запасных частей; дефекты устранялись непосредственно на аэродромах заводскими бригадами. Оружие пристреливалось прямо в частях.

К сожалению, к началу войны Пе-2 не успели пройти ни эксплуатационных испытаний, ни войсковых, приказ о которых командование ВВС отдало только в апреле 1941 г. Еще хуже обстояло дело с переучиванием летного состава. Если в целом по ВВС около 10 % всего летного состава строевых частей успело переучиться на новую технику, то в бомбардировочной авиации - вдвое меньше. Программы переподготовки были упрощены до предела. Экипажи не обучались применению Пе-2 с пикирования, не были готовы летать на большой высоте. Лишь отдельные командиры могли работать на "пешках" на высоте до 7000 м.

Полки Пе-2 не понесли больших потерь на аэродромах от первых ударов люфтваффе, поскольку базировались, как правило, дальше от границы. Но были и исключения. Так, 16-й сбап на аэродроме Желудок во время первых же налетов вражеской авиации лишился всех 37 Пе-2. Машины только осваивались летчиками и штурманами и не были подняты в воздух.

Pe-2030.jpg

Падает Пе-2, сбитый немецкими зенитчиками

Активность Пе-2 22 июня была невелика. Тем не менее, "пешки" смогли проявить свои возможности и в первый день войны. 17 Пе-2 из 5-го бомбардировочного полка (бап) разбомбили Галацкий мост через Прут. А уже вскоре их боевая работа стала очень заметной на фронте. Ценность Пе-2 повышалась из-за того, что этот быстроходный, достаточно маневренный и живучий самолет мог действовать днем в условиях превосходства противника в воздухе. "Пешки", особенно без бомб, могли и избежать перехвата, и принять бой.

Особенно эффективны были самолеты выпуска после 13-й серии, вооруженные крупнокалиберными пулеметами. Документы 16-го и 39-го бап из состава ВВС Западного фронта отмечали, что в июне-июле 1941 г. экипажи "пешек" особенно успешно отражали атаки истребителей противника. Так, 1 июля шестерка бомбардировщиков отбилась без потерь от четырех истребителей Мессершмитт Bf 109, сбив два из них.

Pe-2031.jpg

Бомбардировщик, захваченный противником, лето 1941 г.

Оглавление