Предыдущая Оглавление

19-20 января 1935 г. опытные образцы аппаратов Майзеля на Ногинском полигоне продемонстрировали представителям УВВС и Наркомата обороны.

9 марта новые проекты Майзеля были рассмотрены на совместном совещании с участием представителей ОКБ-2, Наркомтяжпрома, Наркомата обороны и Управления ВВС. На нем приняли решение подготовить три типа "авиамин" к государственным и войсковым испытаниям. Наркомтяжпром обязывался подготовить сами снаряды и системы подвески и раскрутки роторов для шести самолетов-носителей Р-5, каждый из которых должен был нести по два ЗАМ.

PrMaz004.jpg

Самолет Р-5 использовали для испытаний ЗАМ-2 в 1935 г.

Немного раньше, 5 марта, командарм Тухачевский, курировавший все новые виды вооружения Красной армии, утвердил официальные тактико-технические требования на четыре типа "авиамин". В тексте требований они именовались "самоходными минами". Самой маленькой теперь являлась мина "ЗАМ-осколочная" весом 115 кг. Она несла в себе 11 кг тротила и 2400 специальных шрапнельных поражающих элементов. Дальность полета определялась заданием в 2 км.

Немного побольше был ЗАМ-УСП, имевший вес 125 кг. При том же роторе дальность боя уменьшалась до 1,5 км.

Более тяжелая "авиамина" ЗАМ-П со 100-кг ротором предназначалась для стрельбы по строю самолетов, дирижаблям и аэростатным заграждениям. При общем весе 175-200 кг она должна была нести 20 кг взрывчатки. Цели предполагалось поражать осколками от ротора.

Носителем для всех трех упомянутых типов должен был являться деревянный биплан Р-5, в то время основной боевой самолет ВВС РККА. А вот новый ПБМ теперь мог транспортировать к цели только ТБ-3. Это был крылатый снаряд весом 500-550 кг с двумя роторами по 100 кг. Он предназначался для атак на крупные объекты на земле - заводы, железнодорожные узлы, аэродромы. Поражение цели осуществлялось комбинированным способом: сначала выливались 200 кг отравляющих веществ, а затем подрывались роторы, для чего аппарат нес 20 кг взрывчатки.

Реально ОКБ-2 довело до практического воплощения экспериментальную мину ЗАМ-2, близкую к ЗАМ-П. Это был крылатый (с размахом 2,5 м) снаряд общим весом 275 кг. Во второй половине 1935 г. завод № 3 приступил к изготовлению опытной партии ЗАМ-2. В сентябре с завода сообщили, что первые "авиамины" близки к завершению. Началась подготовка к государственным испытаниям нового оружия. Их решили проводить на Ногинском полигоне. Образовали комиссию, председателем которой стал заместитель начальника штаба ВВС С.А. Меженинов. С 22 сентября на полигоне начали обучение личного состава, 25 сентября из НИИ ВВС направили шесть Р-5, а 4 октября на полигоне выгрузили 62 ящика с минами.

С 8 октября приступили к испытаниям. Начали с раскрутки роторов на земле - проверяли работу механизма раскрутки. На этот процесс уходило 8-9 минут. Из-за недостаточного охлаждения подшипники ротора перегревались и ротор заклинивало. Затем перешли к раскрутке в полете, но без сброса. Все использовавшиеся при этом аппараты были "холостыми" - вместо взрывчатки они несли балласт. С целью проверки поражающего эффекта две боевых мины раскрутили и взорвали на земле. Еще одну раскрутили и подорвали в специальном "стакане", на стенках которого считали пробоины.

После этого перешли к стрельбам в воздухе. Четырежды самолеты Р-5 давали залп шестью минами одновременно. Но ни одного аэростата, выставленного в качестве целей, поразить не удалось. ЗАМ-2 летели медленно - собственная скорость их составляла немногим более 100 км/ч. С падением оборотов роторов скорость падала. При дистанции около 2000 м мины начинали рыскать. По-прежнему никаких средств стабилизации направления полета, кроме оперения и роторов-гироскопов, не имелось. Согласно отчету об испытаниях ЗАМ-2 продемонстрировали "неправильный полет и неподдающееся учету рассеивание. Снаряды выпускали при разной скорости полета самолетов-носителей. Чем быстрее в момент сброса летел Р-5, тем прямолинейнее выглядела траектория мины.

При разрыве ротора практически все осколки разлетались в плоскости его вращения. Их убойная сила была велика, но, по мнению специалистов, такая узкая область поражения являлась невыгодной для тех целей, для уничтожения которых предназначались снаряды. Пришли к выводу, что по наземным целям минами типа ЗАМ стрелять нельзя.

Чуть позднее Майзель выставил на испытания ЗАМ-УСП с мортирками. Стрельбы показали, что дальность полета меньше заданной, поскольку возросло лобовое сопротивление. Траектория полета сильно искажалась при отстреле мортирок - снаряд бросало из стороны в сторону. Пришли к выводу, что стрелять можно только в одной горизонтальной плоскости с целью и на встречных курсах.

В ОКБ-2 создали также опытные образцы зажигательных мин. Чем их заряжали, остается неизвестным, но в эксплуатации такие снаряды явно были небезопасны. При снаряжении мин на заводе № 3 произошли два взрыва с человеческими жертвами. Зажигательные ЗАМ также предназначались для поражения самолетов в полете - ведь авиатехника тех лет часто изготовлялась из дерева, а полотняная обтяжка встречалась и на цельнометаллических машинах. Мины испытывали на полигоне, взрывая на земле неподалеку от списанных самолетов. Испытания показали, что при разрыве далее 50 м от самолета зажигательная мина вывести его из строя не может. А достичь более высокой точности попадания Майзель не мог.

Опробовали и осветительный вариант ЗАМ. Вспышка освещала все в радиусе 3 км и имела продолжительность 1 мин 5 с, но при этом подсвечивался и самолет-носитель, выдавая его противнику.

Таким образом оказалось, что "самоходные мины" Майзеля не дают существенных преимуществ по сравнению с обычными бомбами, ствольной артиллерией и начинавшими появляться ракетами. В конце 1935 г., обобщив результаты испытаний, УВВС предложило изготовление мин прекратить, и на вооружение их не приняло. Чертежи «Прибора» Майзеля в архивах не обнаружены.

Предыдущая Оглавление