Оглавление Следующая

Истребители Су-15 и Су-17

Владимир ПРОКЛОВ

Su15Su17002.jpg

предыдущая статья

Из опыта создания первых реактивных истребителей вывод, что для роста скорости самолета только одного увеличения тяги двигателя недостаточно. Необходимо также изменение аэродинамической компоновки самолета. Снизить его лобовое сопротивление при полете на больших околозвуковых скоростях можно было, применив более тонкий профиль крыла и придав крылу стреловидную форму в плане.

С 1946 года в ЦАГИ, совместно с ведущими ОКБ, начались широкомасштабные эксперименты в аэродинамических трубах Т-104 и Т-106 по изучению характеристик крыльев прямой и обратной стреловидности, а также поиск мер борьбы с недостатками этих схем.

Такая работа проводилась и в ОКБ П.О. Сухого. Сохранился протокол совместного совещания представителей завода № 134 П.О. Сухого и И.Е. Баславского, а также сотрудников ЦАГИ С.А. Христиановича, А.А. Дородницына, П.П. Красильщикова, Г.П. Свищева, А.И. Сильмана, В.В. Струминского и Б.А. Ушакова, состоявшегося в ЦАГИ 21 апреля 1947 года. На совещании был рассмотрен ряд вопросов. Обсуждая один из них: «О рекомендации схемы самолета-перехватчика с максимальной скоростью, соответствующей М=0,87», приняли решение: «...Срочно провести в трубе Т-106 испытания мотогондол на крыле с обратной стреловидностью. ...На основе этих испытаний... выдать рекомендации по схеме самолета-перехватчика (с крылом с обратной стреловидностью) с двумя двигателями «Дервент».

...Выдать рекомендации по схеме самолета-перехватчика (С=4800кг, S=21m2) с одним двигателем «Нин»:

а) с крылом с обратной стреловидностью...

б) с крылом с прямой стреловидностью...».

Результаты исследований и накопленный при этом опыт позволили коллективу ОКБ приступить к проектированию своего первого истребителя со стреловидным крылом.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 1 1 марта 1947 года, утвердившим план опытного строительства самолетов на 1947 год, П.О. Сухому предписывалось спроектировать и построить:

«...а) истребитель-перехватчик с двумя турбореактивными двигателями «Дервент V» с герметической кабиной, со следующими данными:

 Максимальная скорость у земли                              1050 км/ч
Максимальная скорость на высоте 5000 м          1000 км/ч
Время подъема на 5000 м 2,5 мин
Время подъема на 10000 м 6,5 мин
Разбег                                700 м
Пробег                                      400 м
Дальность полета на высоте 10000м на скорости 800км/ч    1600 км
Максимальная дальность с дополнительными баками 2000 км
Практический потолок 15000 м
Вооружение                          3 пушки калибра 37 мм

Самолет построить в двух экземплярах и сдать первый экземпляр на государственные испытания в июле месяце 1948 года...».

Su15Su17003.jpg

Оглавление Следующая