Бомбардировщик АНТ-36
«РЕКОРД ДАЛЬНОСТИ» С БОМБАМИ
Помимо двух построенных рекордных самолетов советская авиационная промышленность в середине 30-х годов выпустила небольшое количество этих самолетов в варианте дальнего бомбардировщика для ВВС. Самолеты были построены, но по объективным причинам не нашли применения в системе авиационного вооружения ВВС РККА ни в качестве бомбардировщика, ни в качестве разведчика.
Вопрос о серийном производстве ограниченной партии АНТ-25 был решен еще в 1933 г., когда шли испытания и доводки первых двух машин. Предполагался выпуск для ВВС на заводе № 18 в Воронеже пятидесяти АНТ-25 в варианте РД-ВВ (ВВ - военный вариант), который должен был выполнять функции дальнего бомбардировщика и дальнего разведчика. Поскольку решение ВВС было принято, туполевское ОКБ подготовило необходимую конструкторскую документацию для серийного завода, и в период с 1935 по 1936 гг. завод № 18 построил небольшую серию дальних бомбардировщиков для ВВС под обозначением по ОКБ АНТ-36, а по ВВС - ДБ-1.
Идея создания самолета подобного назначения с большой дальностью полета появилась на свет на переломе 20-30-х гг. в нескольких развитых авиационных странах. В начале тридцатых годов командование ВВС Франции и Великобритании поставило перед своей авиационной промышленностью задачу создания бомбардировочного самолета промежуточного класса, который должен был выполнять роль «длинной руки», способной наносить мощные точечные бомбовые удары по целям, находящимся на большом удалении от своих баз. В отличие от тяжелых бомбардировщиков, состоявших на вооружении в начале 30-х годов, подобные боевые машины должны были иметь значительно меньшую полетную массу, нести меньшую бомбовую нагрузку и иметь в несколько раз больший радиус действия. В западных странах развитие концепции таких машин было доведено до уровня ограниченного поступления на вооружение (например, английские бомбардировщики Виккерс «Уэллспи», которые даже приняли участие во Второй мировой войне на периферийных театрах военных действий (в Африке против итальянцев).
Установка дизельного мотора АН-1 на АНТ-36
В СССР проектирование самолетов подобного класса, относившихся по отечественной классификации к дальним бомбардировщикам, ограничилось созданием двух типов самолетов, разработанных в ОКБ А.Н. Туполева: АНТ-36 (ДБ-1) и АНТ-37 (ДБ-2), построенных, испытанных, но не принятых на снабжение ВВС из-за низких скоростей полета и слабого оборонительного вооружения, не отвечавших требованиям, выдвигавшимся к самолетам бомбардировочной авиации второй половины 30-х годов. Их место в боевом строю перед Второй мировой войной прочно заняли более скоростные, лучше защищенные самолеты класса средний бомбардировщик (Не-111, ДБ-3, «Веллингтон», В-25 и т.д.).