Предыдущая Оглавление Следующая

Израильтяне рассчитывали получить лицензию в период подведения итогов тендера, но правительство России отказалось предоставить лицензии израильским фирмам, принимавшим участие в болгарском тендере. Кроме того, был заявлен протест со стороны России министерству обороны Болгарии. В начале февраля 2005 г. министр обороны России Сергей Иванов заявил, что контракт с фирмой Элбит на модернизацию болгарских вертолетов является «нелегальным».

МВЗ им. Миля предлагал министерству обороны Болгарии собственные варианты модернизации вертолетов в 2003 и в 2005 гг., основанные на использовании оборудования российской разработки, однако, так как Болгария стала членом НАТО, российское оборудование и вооружение сочли не отвечающим стандартам НАТО. Кстати, членство в НАТО не помешало Чехии закупить в России новые боевые вертолеты Ми-35.

Все-таки программа модернизации вертолетного парка вооруженных сил Болгарии, де-факто, перешла в стадию реализации.

Весной 2005 г. появились сообщения о состоявшемся еще 16 января первом полете модернизированного международным консорциумом ATL вертолета Ми-24. В доработке вертолета принимали участие южноафриканские, французские и болгарские специалисты. На вертолете установлены гиростабилизированный комплект датчиков южноафриканской фирмы Кентрон в носовой части фюзеляжа (ИК обзорно-прицельная система, низкоуровневая ТВ система, лазерный дальномер/целеуказатель) и 20-мм пушка Кентрон F2. В систему управления оружием интегрированы южноафриканские ПТУП ZT-35 «Ингве» с лазерным наведением. Приборное оборудование кабин летчика и оператора вооружения выполнено совместимым с очками ночного видения. Полностью обновлено навигационное оборудование, установлен приемник спутниковой навигационной системы.

BolgarAV005.jpg

Ми-8

Практически вертолет представляет собой упрощенный вариант модернизации, проведенной южноафриканцами на Ми-24 ВВС Алжира. При модернизации широко использован опыт, приобретенный специалистами ЮАР при разработке и производстве боевых вертолетов «Руивалк».

Модернизированный вертолет впервые поднялся в воздух с аэродрома авиаремонтного завода министерства обороны Болгарии в Софии. Вертолет имеет южноафриканскую гражданскую регистрацию «ZU-SOW» (ранее данный вертолет Ми-24Д состоял на вооружении ВВС Болгарии и имел бортовой номер «123»). Вертолет был куплен у Болгарии в 2004 г., его планируется использовать в качестве демонстратора технологий потенциальным заказчикам, прежде всего из стран Восточной Европы. Вертолет после модернизации получил наименование «Sova-Attack».

В очередной раз контракт на модернизацию болгарских вертолетов Ми-17 и Ми-24 был подписан в декабре 2005 г., как и следовало ожидать, с фирмой Элбит. Предусматривается модернизация 12 боевых вертолетов Ми-24 и шести транспортных Ми-17 в течение ближайших трех лет. Что интересно, уже в июле 2006 г. в болгарской прессе появились сообщения о возможном аннулировании контракта.

В 1985 - 1991 гг. Болгария получила из Советского Союза партию транспортных вертолетов Ми-8/17. В 2000 г. на вооружении ВВС Болгарии осталось 25 вертолетов Ми-17, в 2004 г. - 18.

Модернизация вертолетов Ми-17 планировалась параллельно с модернизацией вертолетов Ми-24. Ожидается, что вертолеты Ми-17 останутся на вооружении ВВС Болгарии до 2010 г.

В 1989-1990 гг. на вооружение ВВС Болгарии поступили четыре вертолета РЭБ Ми-17ПП, которые были впервые публично продемонстрированы только в 1999 г. В том же 1999 г. с трех вертолетов Ми-17ПП было демонтировано специальное радиоэлектронное оборудование и антенны. Четвертый Ми-17ПП прошел «размодернизацию» в 2000 г. В 2003-2004 гг. один из этих вертолетов был переоборудован в противопожарный путем установки в грузопассажирской кабине бака для 3 т воды.

Один вертолет Белл-430 в VIP-конфигурации Болгария закупила в США в июле 2000 г., но из-за высоких эксплуатационных расходов вертолет в 2004 г. был выставлен на продажу. Не очень удачно сложилась в Болгарии судьба других вертолетов фирмы Белл. Шесть вертолетов Бел-206В-3 были закуплены в США для использования в качестве учебно-тренировочных, но два года, 2003 и 2004, вертолеты не эксплуатировались из-за отсутствия запасных частей к втулкам несущих винтов, которые никак не могли закупить в силу бюрократических проволочек.

BolgarAV006.jpg

Ми-24В

Предыдущая Оглавление Следующая