Транспортный L-410
Транспортные самолеты ВВС Болгарии сосредоточены на 16-й транспортной авиабазе, аэропорт София-Враждебна. Пять военно-транспортных самолетов Ан-26 были поставлены Болгарии в 1984-1985 гг. Три из них в 1998-2004 гг. прошли ремонт с продлением ресурса до 2010-2014 гг. Два неотремонтированных самолета планируется использовать в качестве источника запасных частей для трех отремонтированных.
С ноября 2001 г. болгарские Ан-26 интенсивно используются для поддержки операций НАТО на Балканах. Самолеты совершали полеты в Приштину, Скопье, Баня-Лука, Сараево и Неаполь по два-три раза в неделю, налетав к концу марта 2004 г. более 2000 ч.
В 2004 г. появились сообщения о планах закупки новых транспортных самолетов, способных выполнять полеты в Афганистан и Ирак из Болгарии с меньшим, чем Ан-26, количеством промежуточных посадок или вообще без посадок. Изначально рассматривались самолеты класса С-130, но потом приоритет сместился в сторону менее амбициозных самолетов, таких, как С-27 «Спартан» и С-295. О намерении закупить восемь самолетов С-27J «Спартан» представитель болгарского правительства объявил в апреле 2005 г., поставка первых двух самолетов намечалась на конец 2006 г.
Болгария имеет один самолет-фоторазведчик Ан-30, задействованный в программе «Открытое небо», но из-за нехватки транспортных самолетов единственный болгарский Ан-30 часто используется для перевозок людей и грузов, в том числе и для VIP-перевозок. Для VIP-перевозок используются также один Ту-154М ВВС Болгарии и арендованный ВВС у авиакомпании Хемус Эйр Лайн один Ту-134Б. Для замены «президентского» самолета Ту-154М правительство Болгарии изучало в 2005 г. возможность лизинга самолета Боинг-737-500.
Эксплуатация семи легких транспортных самолетов L-410, как ожидается, продлится до 2010 - 2012 гг.
Единственный самолет Ан-2 ВВС Болгарии интенсивно используется для тренировок в прыжках с парашютами личного состава болгарских сил специального назначения.
В декабре 2003 г. Болгарии был поставлен один вновь построенный самолет Пилатус РС-12М, который изначально предусматривалось использовать для калибровки радиотехнических систем аэродромов наряду с перевозками людей и грузов. 10 июня 2003 г. самолет получил повреждения при выполнении аварийной посадки в аэропорту София, но уже в сентябре того же года его отремонтировали.
В 1965 - 1973 г. ВВС Болгарии получили 102 реактивных учебно-тренировочных самолета L-29 «Дельфин». Последние четыре учебно-тренировочных самолета L-29 «Дельфин» были сняты с вооружения осенью 2002 г. В 2003 г. на вооружении ВВС состояло 35 самолетов L-39ZA, лишь несколько машин удавалось поддерживать в пригодном к полетам состоянии. В 2002-2004 гг. в третьи страны было продано не менее 21 самолета L-39ZA ВВС Болгарии.
Положение с парком учебно-тренировочных самолетов улучшилось после заключения в декабре 2003 г. контракта на поставку шести турбовинтовых учебно-тренировочных самолетов Пилатус РС-9М с последующим увеличением количества заказанных самолетов до 12. Данный контракт стал «первой ласточкой» в деле возрождения ВВС Болгарии. Первый полет предназначенный Болгарии самолет РС-9М выполнил на заводском аэродроме фирмы Пилатус 20 сентября 2004 г. Первая партия из шести самолетов прибыла в Болгарию в ноябре-декабре 2004 г. Поставки второй партии намечались сначала на 2005 г., затем на 2006 г. В конце 2005 г. в прессе опять сообщалось о «скорой» поставке еще шести самолетов РС-9М, но в 2006 г. Болгария этих самолетов все еще не получила.
Предусмотрена возможность вооружения самолетов РС-9М контейнерами с 12,7-мм пулеметами и блоками НАР, после чего самолеты можно использовать в качестве легких штурмовиков. Самолеты РС-9М в ВВС Болгарии используются для первоначальной подготовки летчиков. Согласно программе обучения, курсант должен налетать на РС-9М 180 ч, после чего считается готовым для прохождения курса повышенной подготовки на реактивных самолетах L-39ZA объемом 60 ч.
УТС L-39ZA намечено сохранить в строю до 2007 г. В 2004 г. четыре L-39ZA прошли доработку - на них было установлено радионавигационное и радиосвязное оборудование западного производства.
Перевооружение вертолетных подразделений ВВС НРБ боевыми вертолетами Ми-24 началось в конце 70-х годов. Первым четыре Ми-24Д в июне 1979 г. получил дислоцировавшийся в Пловдиве 44-й вертолетный авиационный полк, точнее, вновь сформированная в составе полка эскадрилья «за огнева поддражка» - эскадрилья огневой поддержки. В 1980 г. полк передислоцировали на аэродром Крумово, а эскадрилью огневой поддержки - в Стара Загору, где она стала основой нового 13-го боевого вертолетного полка - «Вертолетен полк бойни вертолети».
Официальной датой формирования полка считается 13 августа 1983 г. Через два года, в 1985 г., количество вертолетов в 23-м полку достигло штатного состава - 44 машины (38 Ми-24Д и шесть Ми-24В), сведенных в две эскадрильи. Аварийность болгарских Ми-24 была очень низкой - за 20 лет тяжелое летное происшествие случилось только с одной машиной - в январе 1996 г., экипаж не пострадал.
К 2000 г. в пригодном к полетам состоянии поддерживалось не более половины парка боевых вертолетов Ми-24. В октябре 2000 г. вертолеты («своим ходом» и автотранспортом) были перебазированы из Стары Загоры в Крумово.
Министерство обороны Болгарии неоднократно объявляло о планах модернизации вертолетов Ми-24 с целью продления срока их эксплуатации примерно до 2015 г. Исполнители работ, глубина модернизации и сроки выполнения менялись также неоднократно.
Изначально планы модернизации вертолетов Ми-24 ВВС Болгарии увязывались с модернизацией вертолетов Ми-24 «Вышеградской группы» - Польши, Чехии и Словакии, но болгары решили выполнять модернизацию независимо от соседей. Позже Польша, Чехия и Словакия также приняли решение модернизировать свои Ми-24 независимо друг от друга.
На выполнение работ по модернизации вертолетов Ми-24 ВВС Болгарии претендовали российские, европейские и израильские фирмы. Контракт был подписан с представителями Израиля в феврале 2005 г. Согласно контракту, израильская фирма Эл-бит Системз должна была модернизировать шесть тактических транспортных вертолетов Ми-17 и 12 боевых вертолетов Ми-24Д/В. Фирма Элбит была объявлена победителем тендера на проведение модернизации вертолетов в декабре 2004 г. Предусматривалось проведение ремонта с целью продления ресурса вертолетов и усовершенствование бортовых систем и оборудования. Однако уже в марте 2005 г. министр обороны Болгарии Николай Свинаров сделал официальное заявление об аннулировании программы модернизации вертолетного парка. Согласно болгарским источникам, представители фирмы Элбит не сумели получить лицензию на производство ремонтных работ у держателя авторских прав на вертолеты - Московского вертолетного завода им. Миля.