Петр Бутовски/ Гданьск (Польша)*, Александр Н. Ларионов/ «АиВ»
В ноябре 1975 г. на Ходынском аэродроме Москвы в присутствии министра обороны СССР Маршала А.А. Гречко и командующих военными округами состоялся секретный показ новой боевой техники, в числе которой был представлен и самолет Т-8-1, первый прототип штурмовика Су-25. Именно тогда военные поддержали идею создания для этого штурмовика нового боевого комплекса, эффективного в борьбе с малоразмерными, подвижными, хорошо защищенными целями, в т.ч. танками нового поколения типа американского М-1 «Абрамс». Специализированные КБ, получив соответствующие задания, приступили к разработке такого комплекса. Конструкторским бюро А.Шипунова (г.Тула) создается уникальная сверхзвуковая противотанковая ракета «Вихрь». Вначале для управления этим оружием предполагалось использовать модифицированную систему «Радуга»**, однако вскоре Красногорский ОМЗ «Зенит» разработал новый прицельный комплекс «Шквал».
К работам по установке на Су-25 нового вооружения в ОКБ им. П.О. Сухого приступили в начале 1980 г. Ведущим конструктором по этой модификации штурмовика, получившей обозначение Т-8М или Су-25Т (противотанковый), был назначен В.П. Бабак. В 1982 г. рабочее проектирование самолета было завершено. В конструктивном плане новый штурмовик создавался на базе двухместного учебно-боевого самолета Су-25УБ***. По конфигурации планеры обоих самолетов почти идентичны, однако головная часть фюзеляжа Т-8М спроектирована заново. Вместо кабины второго летчика установили дополнительный топливный бак № 3. Над ним разместили отсек БРЭО, под баком - пушечную установку. Из компоновочных соображений ее сместили на 273 мм вправо от плоскости симметрии, а переднюю опору шасси - на 222 мм влево. Внутренние объемы носовой части фюзеляжа, ранее занимаемые пушечной установкой, заполнили аппаратурой прицельного комплекса «Шквал».
![]() |
![]() |
Второй экземпляр штурмовика - Т-8М-2 | В.П.Бабак - главный конструктор темы Т-8/8М |
В хвостовой части фюзеляжа установили еще один дополнительный бак №4, при этом штатная емкость топливной системы Су-25Т увеличилась до 4890 л (на базовом Су-25 - 3500 л). Для повышения боевой живучести фюзеляжные топливные баки выполнили мягкими протектированными. С той же целью штурмовик оснастили генератором активных ИК-помех «Сухогруз» и маршевыми двигателями с пониженным уровнем теплового излучения Р-195****.
Бесфорсажный ТРД Р-195 является «холодной» модификацией двигателя Р-95Ш, работа над которой Уфимским моторостроительным ПО велась с 1982 г. Сопло оборудовали специально профилированным затурбинным стекателем, охлаждаемым набегающим потоком воздуха. Благодаря этому ИК-излучение двигателя в заднюю полусферу снижено до 360 Вт/стерад (у исходного двигателя - 1200 Вт/стерад). Наряду с этим удалось увеличить максимальную взлетную тягу с 4000 кгс (4100 кгс - на режиме «ЧР») до 4200 кгс (4500 кгс).
Генератор активных ИК-помех представляет собой цилиндр, внутри которого смонтированы нагревательные спирали и система подвижных зеркал. Он способен создавать вращающиеся высокоэнергетические тепловые лучи в задней полусфере, по интенсивности в несколько раз превышающие излучение маршевых двигателей. В результате ИК-головка самонаведения атакующей ракеты не может захватить цель. Для эффективного противодействия ракетам типа «Ред Ай» требуется полуторакратное превышение, ракетам типа «Стингер» - шестикратное.
На штурмовик установили систему управления вооружением СУВ-25Т «Восход», включающую бортовой компьютер с большим объемом памяти и прицельный комплекс «Шквал», а также систему автоматического управления САУ-8, что позволило в максимальной степени автоматизировать процессы навигации, пилотирования и атаки цели. Высокая эффективность этих систем была продемонстрирована при испытаниях самолета, когда в автоматическом режиме был выполнен полет по маршруту в 600 км с запрограммированным сбросом бомб. Все бомбы попали в круг радиусом 50 м от цели.
* Перевод с польского Ивана Д.Радченко/ Киев.
** Установлена на Ми-24, может применяться только на ЛА с двумя членами экипажа.
*** Первый экземпляр этого самолета (Т-8УБ-1) в то время строился на авиазаводе в Улан-Удэ путем доработки планера серийного штурмовика Т-8.
**** Позже эти двигатели устанавливались на Су-25 и Су-25БМ.