Предыдущая Оглавление Следующая

Модернизированный командный пункт должен дополнительно обеспечивать применение автономных средств целеуказания РЛС П-14Ф («Фургон») и радиовысотомера ПРВ-13, обеспечивающих при их совместной работе достаточную точность целеуказания по одиночным целям, не требующую секторного поиска РПЦ, использование радиорелейной линии РЛ-30 для получения радиолокационной информации от удаленных РЛС. Кроме того, предусматривалось оборудовать более удобное рабочее место командира комплекса и применить коллективную защиту боевого расчета командного пункта от отравляющих химических и боевых радиоактивных веществ.

Сопряжение РЛС П-14Ф (в последующем и РЛС 5Н84А - «Оборона-14») с модернизированным командным пунктом осуществлялось непосредственно с помощью кабеля. Для сопряжения с РЛ-30 и радиовысотомером в модернизированном командном пункте имелись места для установки и подключения шкафа аппаратуры РЛ-30 и выносного шкафа радиовысотомера ПРВ-13 (в последующем ПРВ-17). Обеспечение коллективной защиты боевого расчета модернизированного командного пункта от оружия массового поражения осуществлялось так же, как и аппаратных кабин модернизированного стрельбового канала.

Модернизация командного пункта была выполнена КБ Московского радиотехнического завода при участии КБ-1. Опытный образец модернизированного КП в начале 1968 г. был поставлен на полигон.

Модернизированные стрельбовый канал, командный пункт и ракета составили модернизированную систему С-200, получившую обозначение С-200В. Как это следует из изложенного, строго говоря, создание такой системы не задавалось правительственными документами и ТТЗ на нее не выдавалось. Однако принимать на вооружение целесообразно не отдельные модернизированные средства, а получившуюся фактически новую систему. Да и разработчикам это сулило большие премии.

В ходе испытаний системы С-200В требовалось проверить лишь те характеристики огневого комплекса и ракеты, которые изменились в результате модернизации. Поэтому для ускорения принятия системы на вооружение мы договорились с разработчиками провести испытания в один этап.

Для обеспечения испытаний были изготовлены и поставлены на полигон четыре оборудованных штатной аппаратурой активных помех самолета-мишени - по паре Ту-16М и МиГ-19М. Кроме того, без согласия КБ-1 мы привлекли к испытаниям самолет НИИ-108, оборудованный макетной аппаратурой, позволяющей создавать новые виды помех, более сложные, нежели создаваемые штатной аппаратурой, установленной на самолетах-мишенях. Разработчики новых видов активных помех были заинтересованы в проверке эффективности своих решений, а мы смогли проверить средства системы с помощью не только штатной аппаратуры помех.

Комиссию по проведению испытаний было решено создать на «рабочем» уровне - без «высокого» начальства, чтобы она могла практически постоянно работать на полигоне. Трудно было подобрать ответственного и технически грамотного председателя комиссии. Удалось получить согласие на эту работу главного инженера ЗРВ ПВО генерал-майора Леонида Леонова и согласовать эту кандидатуру с КБ-1.

Решением ВПК комиссия по проведению испытании системы С-200В была назначена в следующем составе:

Испытания системы проходили на полигоне с мая по октябрь 1968 года.

В качестве постановщиков помех для облетов огневого комплекса использовались самолеты-мишени и упомянутый выше самолет НИИ-108 с макетом аппаратуры помех. Правда, «промышленная» часть комиссии протестовала против использования этого самолета. Присутствовавший на этом заседании комиссии начальник 4 ГУ МО Байдуков отказался быть арбитром в этом споре. Он заявил: «Комиссия назначена ВПК, которая и должна решать ваши разногласия». Тогда «военная» часть комиссии решила все-таки провести облет этим самолетом, несмотря на отказ «промышленности» участвовать в нем. Однако к началу облета все «промышленники» уже были на своих рабочих местах. Облет прошел нормально, с большой пользой для всех трех сторон.

Кроме того, были проведены и облеты для проверки сопровождения цели РПЦ при прохождении ее через курсовой параметр.

Стрельбовые испытания по постановщикам активных помех производились только по трем самолетам-мишеням, так как один самолет Ту-16М во время проведения облета упал в озеро.

Была также проведена и стрельба по самолету-мишени с захватом цели головкой самонаведения на шестой секунде полета ракеты.

Всего было выполнено восемь пусков ракет В-860ПВ системы С-200В. Были сбиты четыре самолета-мишени, из которых три были постановщиками активных помех. Один обычный самолет-мишень был сбит при пуске с захватом цели головкой самонаведения на шестой секунде полета ракеты.

Испытания показали, что огневой комплекс соответствует заданным требованиям и может обстреливать одиночный постановщик любого вида активных помех.

В начале ноября 1968 г. комиссия подписала акт испытаний, в котором рекомендовала принять систему С-200В на вооружение войск ПВО страны, что и было определено Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР, принятым в 1969 г. Утвержденные Постановлением характеристики системы С-200В учитывали результаты выполненных на полигоне работ по расширению боевых возможностей системы С-200: максимальная дальность стрельбы была увеличена до 180 км, а нижняя граница зоны поражения снижена до 300 м. Необходимо отметить большую роль в разработке и организации выпуска этого Постановления сотрудника ВПК Сергея Нюшенкова.

Уже в 1969 г. началось серийное производство средств системы С-200В вместо средств системы С-200. Система С-200В существенно увеличила боевые возможности зенитных ракетных войск ПВО страны по борьбе с постановщиками различного рода активных радиопомех. Часть конструктивных решений стрельбового канала системы С-200В впоследствии была внедрена в стрельбовые каналы системы С-200, уже находившиеся в войсках. Создание системы С-200В было отмечено Государственной премией СССР. Лауреатами стали И.И. Андреев, Е.И. Афанасьев, Г.Ф. Байдуков, Б.В. Бункин, В.Л. Жабчук, Ф.Ф. Измайлов, К.Л. Князятов, Л.М. Леонов, Б.А. Марфин и В.П. Черкасов.

Предыдущая Оглавление Следующая