Предыдущая Оглавление Следующая

GerPz003.jpg

Опытные Nb.Fz. попали в учебное подразделение, где и закончили свои дни в конце 30-х. Судьба трех "полноценных" танков сложилась более интересно. Они составили так называемый танковый батальон специального назначения Pz.Abt.zbV 40, принимавший участие в норвежских событиях 1940 г. Прямых столкновений с противником не было, в основном, Nb.Fz. позировали перед объективами фотокорреспондентов, демонстрируя возрожденную военную мощь Германии. Заметим, что на этом поприще Nb.Fz. имел шумный мировой "успех", став, как ни парадоксально, самым устрашающим немецким танком тех лет. Фотографии "сборочных линий тяжелых танков Nb.Fz." и "серийных" машин помещались во всевозможные предвоенные справочники и издания, в которых приводились фантастические характеристики броневой защиты и подвижности (толщина брони, например, достигала 75 мм!). На эту удочку клюнули во многих странах и прежде всего в Советском Союзе, Великобритании и Франции, имевших большой опыт в проектировании и постройке тяжелых многобашенных танков. Чем обернулось для нашей страны увлечение подобными монстрами, известно. Выпускавшиеся серийно трехбашенные Т-28 и пятибашенные Т-35 потерпели полное фиаско и в Финскую войну, и в начале Великой Отечественной, похоронив под своими обгоревшими и искореженными обломками все надежды тогдашнего советского руководства на могучие танковые удары с полным уничтожением противника. Неудивительно, что танки Nb.Fz. воспринимались всерьез, более того, в некоторых воспоминаниях, опубликованных после войны, можно встретить описания картинных боев с "черными "Рейнметаллами" вплоть до 1942 г. (!!!) В то же время доподлинно известно, что ни один Nb.Fz. на Восточном фронте так и не появился.

В 1940 г. две машины вернули в Германию (один Nb.Fz. каким-то образом угодил в болото и был брошен) и благополучно разобрали на металл.

TTX Nb.Fz.

Боевая масса

21,8 т

Двигатель

12-ти цилиндровый карбюраторный "Майбах", 360 л.с.

Максимальная скорость по шоссе

30 км/ч

Запас хода

140 км

Бронирование

до 14,5 мм

Вооружение

75-мм пушка L/24 37-мм пушка 4 пулемета MG-34

Габариты

7,2 м х 2,9 м х 2,65 м

Экипаж

7 человек

Pz.Kpfw. "Maus"

GerPz004.jpg

Несмотря на неудачу с Nb.Fz., концепция тяжелого многобашенного танка продолжала жить в умах военных. 8 июня 1942 г. на совещании, посвященном вопросам дальнейшего развития танкостроения, Гитлер поднял вопрос о создании сверхтяжелого "танка прорыва" с максимально допустимой броневой защитой. В приказном порядке проектирование и постройка прототипа поручалась фирме профессора Фердинанда Порше, занимавшего в то время пост председателя танковой комиссии. Общий контроль за ходом работ должен был осуществлять глава имперского министерства вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер. Курировал деятельность Ф.Порше и А.Шпеера лично Адольф Гитлер.

Первоначально оговаривались следующие технические данные:

Боевой вес

160 т

Максимальная скорость

15 км/ч

Число башен

2

Вооружение:

в передней башне

150-мм пушка

в задней башне

128-мм пушка

Пользуясь определенным влиянием на фюрера, Порше доказал бесперспективность навязанной ему многобашенной схемы и необходимость работы над танком "классической" компоновки с электромеханической трансмиссией. Состав вооружения был пересмотрен. В окончательном варианте предусматривалась установка пушек калибра 128-и 75 мм и 2-х пулеметов.

Заметим, что 128-мм пушка была лишь временной мерой, в дальнейшем на серийные машины планировалось ставить 150-мм пушку KwK L38. Рассматривалась возможность оснащения танка, получившего обозначение "Тип 205" или Pz. Kpfw. "Маус" (Мышь), зенитной пушкой и мортирой.

Необходимо отметить, что у военных не сложилось определенное мнение о том, нужны ли "панцерваффе" сверхтяжелые танки. Г.Гудериан, Г.Книпкамп, представляющий интересы департамента бронетанковой техники, и председатель комиссии по усовершенствованию танков С.фон Гайдеркампф справедливо полагали, что будущее за средними и тяжелыми танками "разумной" весовой категории. Высказывались сомнения относительно боевых возможностей "типа 205", особенно в отношении характеристик подвижности. Кроме того, на разработку и эксперименты с такими танками могли быть потрачены значительные финансовые средства и дефицитное сырье.

Несмотря на сильное давление со стороны противников проекта и постоянно возникающие трудности с финансированием, конструкторское бюро Ф.Порше в Штутгарте все-таки приступило к реализации идеи сверхтяжелого танка. Сроки поджимали. Гитлер настаивал на окончании работ уже к маю 1943 г.

Изготовление отдельных узлов и агрегатов было поручено нескольким фирмам:
-  корпус и башня - фирме Крупп;
-  ходовая часть и механическая часть трансмиссии - заводу Шкода;
-  двигатель - заводу Даймлер-Бенц в Штутгарте;
-  электрогенераторный агрегат, тя
говые электромоторы, электрокоммутационная аппаратура - заводам Динамо-верк и Шельтверк фирмы Сименс-Шуккерт в Берлине;
-  промежуточный редуктор с приводом для вентиляторов системы охлаждения - заводу в Фридрихсхафене;
-  агрегаты двигателя (водяные и масляные радиаторы охлаждения выхлопных патрубков) - заводу Вер в Штутгарте;
-  воздухофильтры - заводу Манн и Гуммель в Людвигсбурге.

Общая сборка поручалась фирме Алькетт в Берлине, где имелось необходимое для монтажа подъемно-транспортное оборудование.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz