![]() |
![]() |
Сейсмический датчик |
Подвеска датчиков ADSID под самолет |
Первым шагом стало применение акустических датчиков. Концепцию применения таких устройств, как и сами датчики, позаимствовали у ВМС. Погружаемые буи с акустическими гидрофонами с успехом использовались во флоте для обнаружения подводных лодок уже длительное время. Первые датчики "Аквабуй" длиной 91 см и диаметром 12 см весили 12 кг. Это были стандартные военно-морские радиогидроакустические буи, у которых гидрофоны заменили на микрофоны. Буи сбрасывали с самолетов на парашютах над джунглями. Камуфлированный парашют цеплялся за ветки дерева и обнаружить подвешенный в кроне дерева буй было довольно сложно. Встроенная аккумуляторная батарея обеспечивала передачу информации в течении 30 - 45 дней. Следующими стали применяться специально разработанные сейсмические датчики, реагирующие на сотрясение почвы от проходящего вблизи транспорта. Датчики "ADSID" весом 11 кг каждый сбрасывались с самолетов без парашютов. Корпус датчика, выполненный в виде остроконечной ракеты, при падении зарывался в землю на 20-25 см, на поверхности оставалась торчать лишь проволочная антенна, внешним видом напоминающая обыкновенный куст. Третий тип датчиков "Акусайд" весом 17 кг использовал оба принципа: акустический и сейсмический. Микрофоны включались автоматически после появления сейсмического сигнала или по радиосигналу для подтверждения информации. В результате, время работы микрофонов, которые потребляли много электроэнергии, резко сократилось, соответственно, автономность всего устройства возросла до 90 суток без потери качества информации.
Программа "Иглу Уайт", более известная в американских войсках как "Стена МакНамары" (по имени тогдашнего министра обороны США), предусматривала создание вдоль демилитаризованной зоны сплошного барьера из электронных датчиков, минных полей с вкраплениями опорных пунктов, занятых американскими или южновьетнамскими войсками. Первоначальные работы по созданию различных датчиков в рамках этой программы начались в 1966 г. Официально информационная система "стены МакНамары" была введена в эксплуатацию и передана ВВС 1 января 1971 г. Впервые во Вьетнаме датчики применили при обороне Кхе Сана в ноябре 1967 г. В городе, расположенном вблизи демилитаризованной зоны, находилась крупная база корпуса морской пехоты. Соединения Вьет Конга окружили базу и держали ее в осаде до февраля 1968 г. В этих условиях очень важно было пресечь снабжение партизанских частей, осаждавших город. Эта задача была возложена на авиацию, а чтобы удары не наносились по пустому месту, вокруг города было разбросано значительное число "Аквабуев". Занимались этим делом 12 самолетов ОР-2 "Нептун" из состава ВМС США. Для патрульных экипажей самолетов установка акустических буев - дело привычное, непривычным был зенитный огонь с земли. Поршневые "Нептуны" были слишком громоздки и уязвимы, и с января по февраль были сбиты три самолета. В мае "Нептуны" сменили реактивные "Фантомы". Полеты на малой высоте и средних скоростях для их пилотов тоже не были подарком, но все же риск потерь от огня с земли значительно уменьшился. В первое время вылеты на установку датчиков выполнялись только в ясную погоду. На одном из самолетов находился наблюдатель, фиксировавший место падения первого буя по дымовой шашке, которая сбрасывалась вместе с датчиком. В дальнейшем был отработан метод определения местоположения сброшенных буев по данным бортовой доплеровской навигационной системы, и полеты стали выполняться в любую погоду. Количество разбрасываемых датчиков возрастало год от года; так, если в 1969 г. было выставлено 5000 устройств, то в 1972 - более 40000.
Мобильная станция обработки данных