На 1 ноября 1936 года в РККА состояло 808 пушек обр. 1915 г. и еще 19 учебных пушек.
На 22 июня 1941 года в РККА числилось 539 76-мм пушек обр. 1915 г.
В начале 20-х годов инженер Розенберг разработал чертеж лейнера для 76-мм пушки обр. 1914/1915 г. В 1925 году заводу им. Калинина было предложено при перестволении 76-мм пушек обр. 1914/1915 г. вставить лейнера, однако завод с производством лейнеров не справился и устанавливал просто новые стволы. В дальнейшем новые стволы изготавливались только с лейнерами, а старые при ремонте рассверливались под них.
Летом 1928 года на НИАПе испытывались 76-мм пушки обр. 1915 г. с дульным тормозом конструкции ЛМЗ. Эффективность дульного тормоза составила около 60%. При стрельбе отмечался сильный выброс газов назад, из-за чего этот дульный тормоз не был принят на вооружение.
Устройство пушки
В установках применялись стволы двух типов:
а) Ствол со скрепленной трубой без лейнера.
б) Ствол с лейнером.
Ствол без лейнера представлял собой трубу, на которую в горячем состоянии насажен кожух. Ствол с лейнером представлял собой обычный ствол, в расточенную трубу которого вставлен лейнер — тонкостенная труба (толщиной 12 мм). Канал лейнера тождественен каналу с обычной трубой. Ствол с лейнером можно внешне отличить от ствола без лейнера по гайке на дульной части.
Ствол имел патронную камору такую же, как у 76-мм пушек обр. 1902 г., что позволяло использовать те же боеприпасы.
Затвор клиновой полуавтоматический. Полуавтоматика инерционного типа. Существовало два варианта полуавтоматики: без амортизаторов и с амортизаторами.
Устройство лафета на тумбе системы Путиловского завода
Механизм вертикального наведения секторный.
Механизм горизонтального наведения — зубчатый обод, скрепленный с ходовой шестерней.
Компрессор гидравлический, одноцилиндровый, откатывался вместе с пушкой.
В трубке люльки, вокруг цилиндра компрессора, помещались две спаренные пружины накатника.
Качающаяся часть состояла из цапфенной обоймы с зубчатым сектором вертикального наведения и прикрепленной к ней трубы люльки, к трубе люльки с левой стороны прикреплен щит. (У сухопутных пушек щита не было).
Тумба коническая, своим нижним концов крепилась к поковке, закрепленной на тумбе шпильками.
Прицел панорамного типа.
Установка этой же пушки обр. 1914 г. имела рассеивающее приспособление для автоматической перестановки орудия после каждого выстрела в любую сторону в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Это приспособление предназначалось для автоматического создания завесы на пути воздушной цели. [Табл. 5]
Таблица 5 |
|
Данные 76-мм пушки обр. 1914/1915 г. |
|
Ствол |
|
Калибр, мм |
76,2 |
Длина ствола, мм/клб |
2307/30,5 |
Число нарезов |
24 |
Вес ствола с затвором кг |
437-440 |
Живучесть, выстр. |
5000 |
Тумбовая установка |
|
Угол вертикального наведения: |
|
в установках обр. 1914 г. |
-5°; +65° |
в установках обр. 1915 г. |
-5°;+75° |
Угол горизонтального наведения |
360° |
Скорость вертикального наведения (при 2-х оборотах в секунду штурвала), град./с |
2° |
Скорость горизонтального наведения (при 2-х оборотах в секунду штурвала) град./с |
3,6° |
Высота оси орудия от основания тумбы, мм |
1460 |
вес системы с пушкой, кг |
около 1300 |
Эксплуатационные данные |
|
Скорострельность, выстр./мин: |
|
справочная |
30 |
фактически в боевых условиях |
10-12 |
Боеприпасы и баллистика
Длина гильзы 76-мм пушки обр. 1914/1915 г. — 385 мм, вес 1,4кг. [Табл. 6,7]
Установка 76-мм пушек
76-мм зенитная пушка устанавливалась:
1. Период 1914—1920 гг.
а) на автомобилях;
76-мм зенитные пушки обр. 1914/1915 г. устанавливались на шасси грузовых автомобилей «Руссо-Балт-Т40-65» или «Уайт».
При стрельбе откидывались боковые борта автомобиля и три сошника (два боковых и задний). Экипаж этой зенитной установки — два водителя и шесть номеров прислуги.
Таблица 6 |
||
Таблица стрельбы из 76-мм пушки обр.1914 г. (по изданиям 1915 г. и 1932 г.) |
||
Шрапнель пулевая с 22-секундной трубкой |
Граната фугасная дистанционная |
|
Вес снаряда, кг |
6,5 |
6,0 |
Заряд |
0,9 |
0,9 |
Начальная скорость, м/с |
588,2 |
609,6 |
Дальность, м |
— |
7256 |
Потолок, м |
4908 |
4480 |
Таблица 7 |
||
Досягаемость по высоте (составлена автором на основании изотрубочных кривых T-5 по Справочнику 1941 г.) |
||
Угол |
Время горения трубки |
|
22-секундной |
28-секундной |
|
65° |
5800 |
6300 |
75° |
6400 |
6900 |
В состав батареи входили четыре САУ и четыре бронеавтомобиля-зарядных ящика. [Табл. 8]
Таблица 8 |
|
Данные установки |
|
Вес установки, кг |
6800 |
Толщина брони, мм |
3,5 |
Скорость возки, км/час |
до 30 |
Время переходе из походного положения в боевое, мин |
5 |
Возимый боекомплект, еыстр |
64 |
Число патронов в бронеавтомобиле-зарядном ящике |
96 |
б) на специальных бетонных основаниях;
Тумба 76-мм зенитной пушки крепилась к верхним установочным частям бетонного основания десятью болтами Глубина бетонного основания, составляла 1400 м, под ним укладывался еще слой камней 600 мм.
в) на железнодорожных бронеплощадках;
г) на палубах морских и речных судов.
2. Период 1923—1941 гг.
а) на стационарных бетонных площадках
б) на полустационарных платформах обр. 1927 г. (ЗУ-27).
В 1927 году у Центральных Артиллерийских мастерских были заказаны шесть полустационарных платформ.
Платформа представляла собой восемь деревянных брусьев, укладываемых крестообразно в два ряда и скрепляемых в перекрестии металлической арматурой, к которой крепилась тумба орудия.
При стрельбе платформа находилась в специально вырытом котловане, который засыпался землей и утрамбовывался.
Перевозка орудия с полустационарной платформой и боекомплектом могла производиться:
на грузовых автомобилях — два трехтонных и один пятитонный или же четыре трехтонных;
на штатных парных повозках — 3-5 повозок под платформу, в зависимости от влажности брусьев; две повозки под орудие (ствол с люлькой и лафет); одна повозка под инструмент; шесть повозок под боекомплект;
на спаренных двуколках с пароконной запряжкой обр. 1890 г.;
на нештатных (гражданских) пароконных повозках; [Табл. 9]
Таблица 9 | |
Данные полустационарной платформы обр. 1927 г. | |
Вес платформы без орудия, кг | 3500 |
Время перехода из походного положения в боевое, час | |
на мягком грунте | около 4 |
на твердом грунте | около 5 |