Предыдущая Оглавление Следующая

На 1 ноября 1936 года в РККА состояло 808 пушек обр. 1915 г. и еще 19 учебных пушек.

На 22 июня 1941 года в РККА числилось 539 76-мм пушек обр. 1915 г.

В начале 20-х годов инженер Розенберг разработал чертеж лейнера для 76-мм пушки обр. 1914/1915 г. В 1925 году заводу им. Калинина было предложено при перестволении 76-мм пушек обр. 1914/1915 г. вставить лейнера, однако завод с производством лейнеров не справился и устанавливал просто новые стволы. В дальнейшем новые стволы изготавливались только с лейнерами, а старые при ремонте рассверливались под них.

Летом 1928 года на НИАПе испытывались 76-мм пушки обр. 1915 г. с дульным тормозом конструкции ЛМЗ. Эффективность дульного тормоза составила около 60%. При стрельбе отмечался сильный выброс газов назад, из-за чего этот дульный тормоз не был принят на вооружение.

Устройство пушки

В установках применялись стволы двух типов:
а) Ствол со скрепленной трубой без лейнера.
б) Ствол с лейнером.

Ствол без лейнера представлял собой трубу, на которую в горячем состоянии насажен кожух. Ствол с лейнером представлял собой обычный ствол, в расточенную трубу которого вставлен лейнер — тонкостенная труба (толщиной 12 мм). Канал лейнера тождественен каналу с обычной трубой. Ствол с лейнером можно внешне отличить от ствола без лейнера по гайке на дульной части.

Ствол имел патронную камору такую же, как у 76-мм пушек обр. 1902 г., что позволяло использовать те же боеприпасы.

Затвор клиновой полуавтоматический. Полуавтоматика инерционного типа. Существовало два варианта полуавтоматики: без амортизаторов и с амортизаторами.

Устройство лафета на тумбе системы Путиловского завода

Механизм вертикального наведения секторный.

Механизм горизонтального наведения — зубчатый обод, скрепленный с ходовой шестерней.

Компрессор гидравлический, одноцилиндровый, откатывался вместе с пушкой.

В трубке люльки, вокруг цилиндра компрессора, помещались две спаренные пружины накатника.

Качающаяся часть состояла из цапфенной обоймы с зубчатым сектором вертикального наведения и прикрепленной к ней трубы люльки, к трубе люльки с левой стороны прикреплен щит. (У сухопутных пушек щита не было).

Тумба коническая, своим нижним концов крепилась к поковке, закрепленной на тумбе шпильками.

Прицел панорамного типа.

Установка этой же пушки обр. 1914 г. имела рассеивающее приспособление для автоматической перестановки орудия после каждого выстрела в любую сторону в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Это приспособление предназначалось для автоматического создания завесы на пути воздушной цели. [Табл. 5]

Таблица 5

Данные 76-мм пушки обр. 1914/1915 г.

Ствол

Калибр, мм

76,2

Длина ствола, мм/клб

2307/30,5

Число нарезов

24

Вес ствола с затвором кг

437-440

Живучесть, выстр.

5000

Тумбовая установка

Угол вертикального наведения:

в установках обр. 1914 г.

-5°; +65°

в установках обр. 1915 г.

-5°;+75°

Угол горизонтального наведения

360°

Скорость вертикального наведения (при 2-х оборотах в секунду штурвала), град./с

Скорость горизонтального наведения (при 2-х оборотах в секунду штурвала) град./с

3,6°

Высота оси орудия от основания тумбы, мм

1460

вес системы с пушкой, кг

около 1300

Эксплуатационные данные

Скорострельность, выстр./мин:

справочная

30

фактически в боевых условиях

10-12

Боеприпасы и баллистика

Длина гильзы 76-мм пушки обр. 1914/1915 г. — 385 мм, вес 1,4кг. [Табл. 6,7]

Установка 76-мм пушек

76-мм зенитная пушка устанавливалась:

1. Период 1914—1920 гг.

а) на автомобилях;

76-мм зенитные пушки обр. 1914/1915 г. устанавливались на шасси грузовых автомобилей «Руссо-Балт-Т40-65» или «Уайт».

При стрельбе откидывались боковые борта автомобиля и три сошника (два боковых и задний). Экипаж этой зенитной установки — два водителя и шесть номеров прислуги.

Таблица 6

Таблица стрельбы из 76-мм пушки обр.1914 г. (по изданиям 1915 г. и 1932 г.)

Шрапнель пулевая с 22-секундной трубкой

Граната фугасная дистанционная

Вес снаряда, кг

6,5

6,0

Заряд

0,9

0,9

Начальная скорость, м/с

588,2

609,6

Дальность, м

7256

Потолок, м

4908

4480


Таблица 7

Досягаемость по высоте (составлена автором на основании изотрубочных кривых T-5 по Справочнику 1941 г.)

Угол

Время горения трубки

22-секундной

28-секундной

65°

5800

6300

75°

6400

6900

В состав батареи входили четыре САУ и четыре бронеавтомобиля-зарядных ящика. [Табл. 8]

Таблица 8

Данные установки

Вес установки, кг

6800

Толщина брони, мм

3,5

Скорость возки, км/час

до 30

Время переходе из походного положения в боевое, мин

5

Возимый боекомплект, еыстр

64

Число патронов в бронеавтомобиле-зарядном ящике

96

б) на специальных бетонных основаниях;

Тумба 76-мм зенитной пушки крепилась к верхним установочным частям бетонного основания десятью болтами Глубина бетонного основания, составляла 1400 м, под ним укладывался еще слой камней 600 мм.

в)  на железнодорожных бронеплощадках;

г)  на палубах морских и речных судов.

2. Период 1923—1941 гг.

а) на стационарных бетонных площадках

б)  на полустационарных платформах обр. 1927 г. (ЗУ-27).

В 1927 году у Центральных Артиллерийских мастерских были заказаны шесть полустационарных платформ.

Платформа представляла собой восемь деревянных брусьев, укладываемых крестообразно в два ряда и скрепляемых в перекрестии металлической арматурой, к которой крепилась тумба орудия.

При стрельбе платформа находилась в специально вырытом котловане, который засыпался землей и утрамбовывался.

Перевозка орудия с полустационарной платформой и боекомплектом могла производиться:

на грузовых автомобилях — два трехтонных и один пятитонный или же четыре трехтонных;

на штатных парных повозках — 3-5 повозок под платформу, в зависимости от влажности брусьев; две повозки под орудие (ствол с люлькой и лафет); одна повозка под инструмент; шесть повозок под боекомплект;

на спаренных двуколках с пароконной запряжкой обр. 1890 г.;

на нештатных (гражданских) пароконных повозках; [Табл. 9]

Таблица 9
Данные полустационарной платформы обр. 1927 г.
Вес платформы без орудия, кг 3500
Время перехода из походного положения в боевое, час
на мягком грунте около 4
на твердом грунте около 5

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz