Предыдущая Оглавление Следующая

ВВЕДЕНИЕ

В российских архивах хранится большое число документов, связанных с проектами подводных судов. Попытки спроектировать и построить подводное судно непрерывно предпринимались с начала XVIII века.

Первые "потаенные суда"

Впервые идея подводного судна для военных целей была осуществлена в России изобретателем-самоучкой Ефимом Никоновым, который в 20-е годы XVIII века построил "судномодель" и "потаенное огненное судно большого корпуса". Вооружение этой первой российской подводной лодки состояло из "огненных труб" - огнеметов и инструментов для проделывания отверстий водолазом в корпусах вражеских кораблей. Для водолаза Никоновым был изобретен водолазный костюм. Неудачные испытания "потаенного судна" в 1724-1728 гг., секретность его создания и длительное пренебрежение властями делами флота надолго прервали попытки создания новых подводных судов. Только в конце XVIII века появились проекты Роводановского и Торгованова. также впрочем не нашедшие поддержки у властей. Российские изобретатели подводных судов XVIII века были самоучками, иногда совершенно не связанные с судостроением. Каждый разрабатывал свой проект самостоятельно, без учета опыта предшественников. Общим для всех проектов, как и проектов начала XIX века, являлось применение мускульной силы для движения под водой.

В первой половине XIX века в России продолжали разрабатываться проекты подводных судов с мускульным приводом. Из числа этих проектов - К.Черновского, А.Подолецкого и К.Шильдера -подводная лодка Шильдера занимает выдающееся место в истории отечественного подводного кораблестроения. Построенная в 1834 г., подводная лодка стала первым железным судном созданным в России, вооружение составляли 6 ракетных станков и мина с электрическим взрывателем, для наблюдения из-под воды использовалась оптическая труба, а в качестве движителей и для маневрирования в вертикальной плоскости использовались специальные гребки. Шильдером была высказана идея о возможности использования "электродвижения" с питанием электродвигателя от гальванических элементов. Для транспортировки лодки на большие расстояния предназначались специальный понтон, вооруженный ракетными станками и специальные буксирные пароходы с элементами бронирования. По замыслу конструктора - выдающегося военного инженера, подводная лодка являлась активным средством защиты морских крепостей. Военное ведомство России, вплоть до 1911 г. с этой целью заказывало малые подводные лодки (К. Джевецкого, затем Ф. Голланда).

Подводные лодки второй половины XIX в.

Россия в середине этого века вела Крымскую 1853-1856 гг., а затем Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. В этих войнах русский флот был технически слабее флота противников, поэтому в тот период поступало особенно много самых различных предложений по созданию подводных лодок для борьбы с кораблями противника. В архивах содержатся сведения о более чем 40 предложениях и проектах подводных лодок. Все эти проекты были рассмотрены в Морском министерстве. Подавляющее большинство не могло, конечно, быть осуществлено из-за технической несостоятельности и отсутствия обоснованных грамотных расчетов. Тем не менее в некоторых проектах выдвигались ценные и новые идеи, которые впоследствии нашли свое практическое применение.

К числу проектов периода Крымской войны относятся предложения Н. Полевого, Н. Спиридонова, А. Титкова, Г.Г. (автор скрыл свою фамилию), О.Герна и проекты немецкого конструктора В.Бауэра. Подводные лодки Герна и Бауэра были даже построены и испытаны. Характерно, что в проектах Полевого и Спиридонова уже предусматривалось использование для движения пневматических двигателей.

В 60-е годы были разработаны неосуществленные проекты Федоровича и Лазарева, а также построены так называемые 3-я и 4-я лодки О. Герна, имевшие механические двигатели, и, по проекту И.Ф. Александровского, большая (водоизмещением 355 т) металлическая подводная лодка с двухвальной пневматической машинной установкой. Впервые на русской подводной лодке был применен магнитный компас, установлены кормовые горизонтальные рули, а продувание цистерн проводилось сжатым воздухом. Лодка испытывалась с 1866 по 1871 гг., успешно участвовала в 1869 г. с военным экипажем в смотре флота на Транзундском рейде, продемонстрировав в том числе и движение под водой.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. вызвала появление в России новых проектов подводных лодок, причем изобретатели Томашевич, Войтецкий и Зарубин одновременно и независимо друг от друга предложили проекты лодок с электродвижением. Оригинальный проект "Рыбы-лодки" в 210 т был разработан И. Костовичем в 1878 г. Однако первое серийное строительство подводных лодок в России связано с именем С.К. Джевецкого.

Первая подводная лодка Джевецкого была построена в 1877 г. и успешно испытана в 1878 г. На основе проекта этой одноместной подводной лодки с ножным приводом, и проекта успешно испытанной в присутствии императора Александра III в 1879 г. подводной лодки 2-й модели с экипажем из 4-х человек, были заказаны и построены в 1879-1881 гг. 50 подводных лодок 3-й модели с ручным приводом, вооруженных 2 минами с положительной плавучестью. 16 лодок были приняты на вооружение Кронштадтской крепости, 32 лодки были распределены для защиты черноморских портов, одна - оставлена Джевецкому и впоследствии оснащена им электромотором мощностью около 1 л.с. (4-я модель), затем водометным движителем (5-я модель). Последняя лодка, оставленная в распоряжении Военно-инженерного ведомства, была в период Русско-японской войны переоборудована лейтенантом Яновичем в полуподводную лодку "Кета" с бензиновым двигателем мощностью 24 л.с. и 2 торпедными аппаратами. Ограниченные возможности подводных лодок 3-й, 4-й и 5-й моделей осознавались как самим Джевецким, так и Морским ведомством и в 1892 г. Джевецкому было предложено разработать проект "водобронного миноносца", т. е. полуподводного судна, использующего защитный эффект слоя воды. В 1893 - 1907 гг. Джевецким было разработано 5 проектов "водобронных миноносцев" водоизмещением от 155 до 690 т, оснащенных большей частью паротурбинными установками и вооруженных 2-8 торпедными аппаратами и мелкокалиберной артиллерией. Джевецкому принадлежат также оригинальная конструкция наружных торпедных аппаратов, принятых на вооружение подводных лодок в русском и французском флотах, теория расчета гребных винтов, где элемент лопасти рассматривался как элемент крыла и проекты подводных лодок с "единым" двигателем, один из которых был осуществлен в 1908г. в подводной лодке "Почтовый".

В 80-е годы XIX века в России был разработан также ряд неосуществленных проектов - братьев И. и А. Карышевых, создавших проект 200-тонной металлической глубоководной подводной лодки для научных исследований, оснащенной единым двигателем - паровой машиной; проект И. Ястребова, предложившего полуторакорпусную подводную лодку с шестовой миной; проект трансатлантического судна Д. Апостолова, подводная часть которого представляла из себя подводную лодку с пневматической машиной и шнековым движителем.

Подводные лодки в Русско-японской войне 1904-1905гг.

В 1901-1902 гг. по проекту лейтенанта Е.В. Колбасьева была построена подводная лодка "Петр Кошка" водоизмещением ок. 20 т, оснащенная электродвигателем, работавшим от аккумуляторной батареи и 2 торпедными аппаратами. Дальность плавания составляла всего 15 миль. Для удобства транспортировки лодка разбиралась на 9 частей и могла перевозиться в стандартном вагоне, т.к.. по воспоминаниям А.Н  Крылова, предназначалась для действий против английского флота в Персидском заливе. Строительство лодки велось под наблюдением Главного инспектора кораблестроения Н.Е. Кутейникова. Проанализировав состояние подводного кораблестроения в Европе и США, Кутейников пришел к выводу о необходимости и возможности создания в России боевой подводной лодки силами русских кораблестроителей. С учетом его рапорта, 19 декабря 1900 г. Морским ведомством была создана комиссия для проектирования подводных судов в составе старшего помощника кораблестроителя И.Г. Бубнова, старшего инженер-механика И.С. Горюнова и лейтенанта М.Н. Беклемишева. Комиссия разработала проект "миноносца №113" - подводной лодки "Дельфин, принятой в состав флота 14 октября 1903 г. под названием "миноносец №150"

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz